Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

каких-нибудь сведений о существовании преданий и сейдов в частности. На все мои попытки завести с ними разговор на эту тещ я получал всегда одни и те же стереотипные ответы: “не знам, не знам” или “а кто его знат” и т. п Такая скрытность, боязливость и недоверие к незнакомцам вообще лежат в характере лопарей » [Визе 1912:396]. Некоторые авторы отмечают определенную динамику, связанную с изменением характера саамов. Н.Н. Харузин различает основные черты лопарского характера и наносные [Харузин 1890: 65]. Заимствованные черты, как правило, оцениваются негативно и объясняются развращающим влиянием русских. М. Кастрен, отмечая соответствующие изменения, пишет, чго у кольских саамов «внутреннее довольство перешло во внешнюю бессмысленную веселость; мирная созерцательность заменилась практическим расчетом, тихое спокойствие - неуместной суетливостью» [Кастрен 1860 (б): 90]. Более того, частое общение с русскими, по мнению с другими авторами, приводит к тому, что саамы «утрачивают свои природные качества и обращаются в европейски одетых негодяев с цигаркой во рту и с гармоникой в руках» [Путеводитель по Северу России 1898: 86]. Влиянием русских российские исследователи объясняют пьянство саамов и считают, чго «возрастающая страсть к излишнему употреблению крепких напитков начинает портить и их нравы» [Козмин 1915: 4]. В.И. Немирович-Данченко отмечает, чго русские и норвежцы спаивают саамов «страшно», но при этом говорит, чго последних нельзя назвать настоящими пьяницами [Немирович-Данченко 1903(6): 161]. Парадоксальным образом многие авторы, использующие введенный М. Кастреном эпитет «миролюбивый», при описании нрава саамов игнорируют его же замечание о происходящей динамике. Они предлагаю!' стереотипную «застывшую» характеристику, положительную или отрицательную, в зависимости ог субт^ективного отношения к этнической группе. Признание изменения характера саамов при этом переносится в плоскость этнокультурной проблематики, в частности, связывается с процессом их обрусения и с негативным влиянием на них русских соседей: « Замечательно, что близость лопарских погостов к русским поселениям отражается налопарях не в положительном, а в отрицательномсмысле: наущенные горьким опытом, лопари становятся более скрыптыми, недоверчивыми, хитрыми. Таковы, например, лопариКичьдинскогопогоста, близКолы» [Дурылин 1913:75]. Следует заметить, чго динамика и влияние русских при характеристике нрава саамов начинают учитываться в основном не ранее, чем в исследованиях рубежа Х1Х-ХХ вв., например, в работе И.Н. Шмакова: «По моещ мнению, основными чертами характера лопарей будут: доброта, гостеприимство, мягкость характера, проявляющаяся в семейном быту в отношении к жене, детям, соседям, с которыми у лопарей не бывает крупныхссор, драк ибуйств. Нельзя не отметить также честность и твердость лопарей в исполнении данного слова Из отрицательных качеств лопарей я долженуказать на их склонность к пьянству, леность, беспечность, подозрительность и склонность к обману в торговле; последние две черты наносные и получены лопарями от сношения с русскими, большею частью людьми наживы» [Шмаков 1909: 20-21]. То же самое можно наблюдать в характеристике кольских саамов Д Н. Анучина из «Энциклопедического словаря»: « Лопари - народ смирный робкий, честный веселый гостеприимный кроткий в семейнойжизни, сострадательный к бедным, почтительный к старшим; среди них почти не бывает преступлений Подвергаясь с давних пор эксплуатации со стороны своих соседей не скрывающих часто своего к ушм презрения, и ведя жизнь исполненную лишений обид, бедности, лопари усвоили себе, однако, инекоторыеменее привлекательные качества - отсутствие энергии, леность, упрямство, подозрительность, неопрятность, страсть квину, обман в торговле» [Анучин 1896:1-2]. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz