Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Предрассудки в отношении саамов иногда распространяются с представлений об их характере на стереотипы восприятия их умешенного развития. А.Е. Пиге пишет об их характере и образе жизни: « Характера он (саам - О.Б.) очень беззаботного и ленивого. Вся жизнь его состоит в том, чтобы промыслить себе пищу’, а когда сделает запас, - спать и ничего не делать » [Лиге 1873: 9]. По мнению Н. Дергачева, «лопари охотнее усваивают те обычаи и привычки, которые сильнее поражают их чувственность, хотя бы в них не было ни малейшей существенной для них пользы» [Дергачев 1877 (в): 21]. Такие выводы им делаются на довольно сомнительных основаниях, здесь автор пишет следующее: «Многие имеютсамовары и чайныйприбор, следовательно Лопари стоят на низкой степени развития, потому что у них рассудок покоряется чувственности даже самой грубой Умственные познания ограничены и ничтожны и всю силу своего ума он напрягает для того, чтобы перехитрить какого-нибудь зверя, за которымон охотится » [Тамже]. Об ошибочности подобных стереотипов заявляет В.И. Немирович-Данченко, говоря о том, что саамы по своим способностям, изобретательности и сообразительности ничем не отличаются от русских и «лопари далеко не так глупы, как рассказывают о них русские поморы» [Немирович-Данченко 1903 (б): 132]. Н.Н. Харузин отмечает, что «лопари отличаются впечатлительностью и восприимчивостью» [Харузин 1890: 72]. По мнению Д.Н. Островского, саамы «из всех кочующих и полуоседлых племен земного шара стоят на сравнительно высшей степени умственного и нравственного развития. Тихие, кроткие, вдумчивые и честные лопари представляют собой полезное в северных пустынях племя» [Путеводитель по Северу России 1898: 86]. Общавшийся с саамами геолог Н.В. Кудрявцев писал об их развитом художественном вкусе и удивительной способности разбирать рисунки и чертежи, что, но его мнению, имеет важное антропологическое значение: «Это указывает на известное развитие, на вро.жденную способность к образным представлениям, к ясному мышлению, к сопоставлению. Умение представить, вспомнить и последовательно проследить по чертежу все детали местности. Лопарь, очевидно, при этом ясно видит пред собою знакомую картину; и вот эта-то способность отлиниитана и даже карты переносится к отвлеченному, умственному представлению, сохранившемуся в памяти, ясно указывает на существование у него высшего ряда способностей Ия убежден, что Лопарю легко даюсь бы геометрия, а за нею имеханика» [Кудрявцев 1884: 58]. Идея о том, что природа Лапландии оказывает влияние на нрав ее обитателей, проявляется не только в «медицинской» концепции темперамента, но и в представлениях писателей о характере кольских саамов. Среди авторов литературы о саамах распространяется мнение, что на них «мрачная и угрюмая природа наложила свою неизгладимую печать», и вся жизнь саама —это «отражение природы дикого Севера; лопарь так же печален и угрюм, как и его родина, девять месяцев погребенная в снегах» [Елисеев 1915: 41]. Вместе с тем, подобные стереотипные представления вступают в противоречие с живым впечатлением от особенностей нрава саамов при реальном столкновении с представителями этого народа. В этой связи В.Н. Харузина пишет следующее: « И невольно думается, что эта бесцветная жизнь, не одушевленная даже борьбою с трудностями, представляемыми ее - потому что лопарь - натура пассивная и бороться не любит и неумеет - что эта мертвенная молчаливая природа красивая только холодным блеском своих синих рек и озер, поставленных в зеленую рамку неподвижных лесов, да высокими молчаливыми горами с голыми вершинами, должны были располагать к молчанию. Д однако, на деле оказывается совсем противоположное. Лопарь, преимущественно со своими соплеменниками, постоянно 94

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz