Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

«Тоска в лице Лопаря составляет отличительное свойство национального характера, он редко бывает весел и привык смотреть на все предметы с их черной стороны. Характера тихого иуступчивого. Мир для него все его величайшее счастье; он питает к нему такуюже признательность, какую может питать женщина к своемуребенку. Недаром cyufecmeyem старая поговорка, что в Лопарской земле снаружи бедно и грязно, зато в недрах ее скрывается чистое золото -мир, которым наслаждаются еежители Лопарь переноситвселишения, чпюбжитьмирно. Вообщемиролюбие илюбовь ктишине ипочти братскоеучастие одного к другому составляют ихкачества Лопарь постоянно кроток: пока все идет обыкновенным порядком, на все смотритравнодушно, все сносит терпеливо; но стоит только расшевелить эпю равнодушие, и он, сбросив свою флегму, развертывает такие силы души, которые в нем прежде не подозревались: делается в гневе лют, во вражде непримирим, а при малейшем подозрении осторожен » [Дергачев 1877( b ): 17]. Примечательно, чго Н. Дергачев, автор последней характеристики, который в своей работе большей частью пересказывает труд В.П. Верещагина, именно в определении характера саамов обращается еще и к тексту М. Кастрсиа. Это лишний раз подтверждает наличие определенных литературных и культурных традиций описания кольских саамов, при формировании которых тексты М. Касгрена явились одними из немногих первоисточников, в частности, там, где речь идет о саамском этническом характере. В отношении последнего интересно происхождение поговорки о мирном нраве саамов - чистом золоте в недрах бедной земли, заимствованной Н. Дергачевым у М. Кастрсиа. Возможно, в середине XIX в. у саамов действительно существовала подобная поговорка. Как известно, Кастрену удалось собрать у своих саамских проводников некоторое количество фольклорного материала, и среди него могло встретиться и это изречение. Другой вариант его перевода (либо собственную интерпретацию) предлагает B.I1 Верещагин: «Бог дал лопарям душу, одаренную прекрасными свойствами; но эти свойства еще скрываются под грубою оболочкою, какалмаз в коре » [Верещагин 1849: 34]. Распространенные представления о зависимости этнических особенностей темперамента от географических условий жизни и о флешашчности саамов, обусловленной природными реалиями, находят отражение в некоторых предрассудках, связанных со стереотипами восприятия ментальных особенностей северных этносов. Еще И. Шеффер, писал о скандинавских саамах, чго «народ этот пуглив и миролюбив», объясняя причину их «малодупгия» тем, чго «вследствие холода и дурной пищи им не достает крови и жизненной силы, нужных для мужества» [Шеффер 2008: 55]. К кольским саамам можно отнести сделанную А.П. фаг Пошманом характеристику самоедов в силу частых сопоставлений между этими народами и сходных природных условий проживания: «Самоед, конечно, не ощущает столько быстрого круговращения крови в своих жилах, оная течет медленно и неповоротгиво; сердите его не повинуется с горячностию каждому встречающел*уся возбуждению, оно чувствует без трепетания, но чувствует чище, меньше обманывается, ибо скупой запас соков раздражительность нерв его сжимает» [Пошман 1873: 50]. Если учесть, чго метафора крови означает’ нрав [Чеснов 1998: 128-129] как «безличное природное начало в личности» [Гам же: 16], то понятно что в основе стереотипов восприятия нрава саамов, описанного в этнографических источниках второй половитты XIX- начала XX вв., находятся представления о физиологических отличиях между европейцами и северными народами, которые (какими бы неэтичными ни воспринимались они в наше время) являлись научным стандартомтой эпохи. 93

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz