Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
лопарей» [Дергачев 1877 (а): 21]. Однако вместе с тем исследователь указывает натр, что «даже воинственная отвага свойственнаЛопарям; еще и теперь они рассказывают о военных подвигах своих предков» [Дергачев 1877 (в): 18]. Г.Ф. Гебель называет саамов «пародом весьма мирным, можно сказать, даже трусливым» [Гебель 1909:77]. В системе представлений о нраве саамов важное место занимают характеристики их темперамента. В соответствии с натуралистическими концепциями эпохи профессор АЛ. Якобий связывает темперамент народа с природными условиями обитания и пытается обосновать особенности этнического нрава естественными причинами: «Природные условия полярной страны отражаются в антропологическом характере инородческого племени, в образе жизни, частном и общественном быту, религиозных формах и юридических обычаях» [Якобий 1893: 11]. Профессором выделяются два признака психической жизни, позволяющие, с его точки зрения, объяснить нрав саамов. Это, во-первых, «детская фаза, которая не ограничивается ранними детскими возрастами, как в оседлых племенах умеренных климатов, а проходит через всю жизнь племени», а во-вторых, «мирный строй духовных связей между людьми, дающий гарантию семьи, гарангаю, которую не дают природные условия полярной страны» [Гам же: 12]. Представления о «детском» нраве саамов, как и об их «мирном» темпераменте, находят отражение во многих этнографических текстах. «Мирный» темперамент ксльских саамов исследователи часто характеризуют как флегматичный. Спокойствие как отличительную черту саамского нрава одним из первых выделяет М. Кастрен: « Лишенный большей части наслаждений жизнью , окруженный суровой непреодолимой природой, обреченный на нищету и лишения, он одарен завидной способностью переносить все труды и бедствия с ненарушимым спокойствием. Для своего благосостояния он требует только одного - чтобы не мешали ему пользоваться его небольшим достоянием, не трогали старинных обычаев, не возмущат его мирного спокойствия Неприязненная природа заставляет его много хлопотать и трудиться, но затем он охотно предается тихой по собственной его терминологии, мирной жизни. Заранее обдуманные планы, тонкие расчеты и вообще всякая внешняя деятельность противны ему; он любит жить, погрузясь в созерцание религиозных и других предметов, не выходящих из пределов его маленького круга» [Кастрен 1860 (б): 89]. Помимо природною спокойствия М. Кастрен отмечает такую черту саамского характера, как склонность к унынию, очевидно, типичную более для меланхолического темперамента. Сопоставляя саамов с финнами, он пишет следующее: « Обращенная внутрь душевная деятельность, спокойная созерцательность сродна обоим; но у Лопаря она мельче. У обоих, в глубине их замкнутого характера, скрывается порядочная доля хитрости и осторожности или недоверчивости - свойстваразвитые, однако ж, по преимуществуу Лопаря. Далее, и в Лопаре заметен довольно резкий оттенок уныния, характеризующего Финнов и вообще все финское племя, но не дает того глубокого уныния, которое беспощадно грызет Финна, которое прозвано даже финским героизмом Унылость Лопаря проявляется обыкновенно в виде внешнегоудручения» [Кастрен 1860 (б): 89-90]. Ряд авторе® в описании характера и темперамента саамов перефразируют М. Касгрена, внося некоторые корректировки в его понятие «финского героизма»: «5 этом мирном характере Лопарей много общего с неродным характером Финнов, которые столь же неподвижны и уступчивы, когда дело идет о предметах, которым они не предают важности; но коснись только важных, по их понятиям, вещей они являются упрямыми, несговорчивыми, часто фанатиками и даже героями. Унылость также составляет общую черту Лопаря и Финна» [Ефименко 1878: 17]; 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz