Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

На удивление, не получает широког о распространения в источниках саамской этнографии стереотип восприятия быстрого метаболизма и употребления большого количества пищи как «прожорливости дикарей на которую многие путешественники указывают как на доказательство их примитивности» [Леви-Стросс 1999:414]. Напротив, авторы, отмечая, чго саамы «едят очень много» [Пошман 1866: 190], считают, что это «вполне необходимо в таком холодном климате» [Спасский 1899: 226], а повышенные обмен веществ и аппетит объясняются кочевым образом жизни: «Лапландцы, подобно многим бродячим народац могут долгое время оставаться без nuufu, зато после продолжительного голода наедаются до пресыщения без всякого расстройства здоровья» [Козмин 1915: 6]. Отсутствие сочи также объясняет употребление пищи в больших количествах и необходимость съедать ее сразу всю после приготовления. К слову, в саамской семье летом моипт сварить и съесть за один раз до двух или даже до четырех пудов рыбы, о чем с удивлением сообщает В.И. Немирович-Данченко. При этом ее готовили нечищеной [Немирович-,/1днчсггко 1903 (б): 93, 111 ]. Нрав Важное место в структуре этнического образа саамов занимают характеристики нрава, который входит в ядро образа наряду с природой, антропологическими особенностями и реалиями материальной культуры, служит «выражением биологических, природных, субстанциальных качеств личности» [Чеснов 1998: 129]. Определение нрава кольских саамов включает также обобщенные оценки их характера и умственных способностей со стороны российских исследователей. Многие авторы при описании нрава саамов опираются на текст М. Кастрена, сравнившего их характер с ручьем, воды которого «текут так тихо, чго и не увидишь их движения.... Таков и характер Лопаря: тих, мирен, уступчив. Любимое его слово мир; миром он встречает вас, миром и провожает; мир для него все. Он любит мир, как мать любит вскормленное ею дитя» [Кастрен 1860 (б): 89]. Эпитет «миролюбивый», введенный Кастреном. а также эпитеты «кроткий», «добрый» при описании характера саамов переходят в разряд штампов. При этом они могут иметь самые различные оттенки значений и оценочных коннотаций: от сугубо положительных до несколько пренебрежительных, вплоть до эвфемизма, намекающего на трусливость и слабость характера. Так, В.И. Немирович-,/ 1д1тченко видит- саамов «добрыми и нежными», перед, которыми «наши остервенелые кулаки и спившиеся покрученники являются настоящими дикарями» [Немирович-/]^ггчег ik o 1903 (б): 308-309]. А.Я. Ефименко отмечает, чго «кроткий и миролюбивый нрав Лопарей объясняет слабое развитие между' ними преступлений» [Ефименко 1878: 46J. ДН. Бухаров называет характер саамов «миролюбивым и приниженным» [Бухарев 1885: 25]. С.В. Максимов приводит слова колянина7, отражающие представления о саамах русских жителей Севера: « Лопарь, известно, не умный человек; ему Господь такого разума не дал, хоть бы вот нашемубрату. Лопаря обидетьлегко, потомуондобр» [Максимов 1890:182]. Н. Дергачев пишет, что саамы «характера тихого и уступчивого», а также чго «миролюбие и любовь к тишине и почти братское участие одного к другому составляют их качества» [Дергачев 1877 (б): 17]. Интересно его замечание, чго лопари стараются жить с медеедями «в мире и согласии», потому чго «борьба с медведем требует слишком большой неустрашимости и воинственного духа, чго противоречит миролюбивому характеру 7Житель г. Колы. 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz