Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Наряду с употреблением хлеба, как считают авторы, выгодно характеризует ксльских саамов приобщение к если, которую они «очень любят» [Харузин 1890: 90]. Употребление соли служит своеобразным элементом противопоставления между русской и зарубежными саамскими группами в пользу первых. В своих записках путешествующий хирург Ламартиньер пишет о том, что скандинавские и кочевые группы саамов, с которыми он встречался, не знали соли, в отличие от жителей саамской «большой деревни», находящейся в русской части Лапландии вблизи русского населения Колы [Ламартиньер 28J. В.И. Немирович-Данченко подтверждает, что фильманы, в отличае от ксшьских саамов, едят все мясо и рыбу сырьем и «ссли не знают вовсе» [Немирович-Данчет iko 1903 (б): 1 85]. Тема употребления ссли находит' отражение не только в этно 1 рафии саамов как одна из подробностей их быта, но и в социально-экономической проблематике. Соль, судя по этнографическим описаниям XIX-XX вв., является для саамов роскошью. lie много употребляют по праздникам [Харузин 1890:90], но, очевидно, не могут позволить себе в больших количествах в повседневной жизни. По мнеиию исследователей, дефицит и дороговизна соли в целом отрицательно сказываются тта развитии саамского хозяйства из-за невозможности уберечь огромное количество рыбы or перчи [Козмин 1915:6, Немирович-Данченко 1903 (б): 111, 154,201]. Много противоречий в этнографических источниках встречается в связи с вопросом употребления саамами мелочных продуктов. В начале XIX в. академик Н.Я. Озерецковский писал, что ксльекие саамы «важенок не доят, как делают шведские лопари, которые из оленьего молока и сыр приготовляю! » [Озерецковский 1804: 76]. Однако Ламартиньер рассказывает, что саамы одного из погостов, которые путешественник проезжал по дороге в Кслу, утоптали его молоком и соленым маслом [Ламартиньер 1911: 28]. Н.Н. Харузин также говорит о том, что саамы готовят сыр из оленьего молока, пьют молоко [Харузин 1890: 91], правда, не указывает, к какой именно саамской труппе относятся эти сведения. При этом К. Козмин, который большей частью пересказывает текст монографии Н.Н. Харузина, в отношении употребления молочных продуктов считает, что «русские лопари о приготовлении сыра из оленьего молока не имеют никакого понятия; между тем как подобный промысел мог бы принести им несомненные и верные выгоды» [Козмин 1915: 6]. Современные исследователи придерживаются мнения, что доение важенок у кальских саамов носило случайттый характер [Лукьянчснко 1971: 29], а употребление в пищу молока северных оленей является новым феноменом6, возникшим только к XVIII в., и представляет собой культурное заимствование, характерное лишь для отдельных групп саамов [Кольские саамы в меняющемся мире 2008]. В этнографических источниках второй половины XIX - начала XX вв. не упоминаются традиционные напитки ксльских саамов. Очевидно, здесь в этом вопросе можно верить А. фон Пошману, который писал, что они «пьют обыкновенную воду» [Пошман 1866: 190]. Все напитки, о которых пишут российские этнографы, являются заимствоваттными у русских соседей. В отличие от труппы финских саамов ксльские саамы не употребляли кофе (если только их им не угощали [НемировичьДаттченко 1903 (б): 131]), зато очень любили чай, если могли себе его позволить [Мухин 1910:17, Харузин 1890:91 ]. С.Н. Дурылин отмечал «необыкновенную любовь лопаря к чаепитию и способность пить чай без меры и без конца» [Дурылин 1913: 73]. В богатых семьях кроме чая пили также «сассапарель», которую покупали в Коле по 4 рубля за фунт [Львов 1903: 34]. Можно предположить, что речь идет о ежевике или малине, - колючем кустарнике, обозначаемом 6 В частности, об этом свидетельствует гиполакгазия у ксльских саамов, подтвержденная исследованиямиА.И. Козлова 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz