Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

объему, сжатые формулы встречались в энциклопедических текстах. Так, в «Путеводителе по Северу России» можно встретить краткое эттклрафическое описание, которое содержит основные характеристики ашрополаических особенностей, одежда и традиционного жилища саамов: «Летом потри живут в веж а ; шалашах из древесныхветвей, крытыхкорой идерном, илив кувоксах, парусинныхшалашах. Лопари низкого роста, с кривыт ногами, длинными руками, с черными волосами и глазами, смуглым .лшрм и редкой растительностью на усах и бороде, хотя вследствие слияния с русскими меж()у ними встречаются лица европейского типа Зимой лопари носят меховую шапку, особого рода шубу (печок), брюки и баимаки (кенги) с острыми заг)сутыми к верху носками, из оленьих шкур, мехом наружу. Летом — вязаный колпак с кисточкой, шерстяную синюю рубаху, кожаные брюки и кеньги Зимой и лепюм от опоясываются кожанымремнем, на котором висит длинный нож Впрочем, русские лопари одеваются крайне бедно и оставляют свой характерный костюм в особенности лепюм Женщины носятрод сарафанов исвоеобразный головнойубор из краснойматерии, обшитойпозуменпюминатянутойнадеревянную колодку, идущуюзавиткомотзатычка налоб. Свои запасы идомашний скарблопарихранятв дощатых амбарах, поставленных, ради охраны от грызунов и росо.мах, на корневых лапах или высоко на сосне, ствол которой старательно очищается от коры и сучьев. Такой амбар называется iyalle » [Путеводитель поСеверу России 1898:85-86]. Пища Помимо жилища и одежды при изучении бытовых особенностей саамов обязательным элементом этнографического описания является пища, которая служит важной и обязательной составляющей этнического образа народа традиционного типа культуры. Именно традиционная пища часто становится показателем уровня «варварства» изучаемой группы, исходя из субъективной позиции исследователя, порожденной определенным этноцентризмом [Сервье2004: 12]. В этнографических источниках о кольских саамах характеристика их пищи, как и в случае жилища, одежды и антропологических признаков, отражает стереотипные представления авторов о культуре этого народа. Одно из них связано с рыболовством как с одним из основных занятий саамов, и большинство исследовагаюй описывает саамскую рыбную пишу и способы ее приготовления с гой или иной степенью детализации. То, что именно рыба представляется главной пищей, ассоциируемой с саамами, подтверждает характеристика М.В. Ломоносова, который в середине XVIII в. писал следующее: « Отшчаются лопари только скудностию возраста и слабостию сил, затем что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою. Я, будучи лет четырнадцати, побарывач и перетягивал щидцатилетних сильных лопарей. Лопарки хотя летом когда солнце не заходит, весьма загорают, ни белич, ни румян не знают, однакомне их видать нагих случалось ибелизне их дивиться котороюот самую свежую трескупревосходят, свою главнуюиповседневнуюпии^у » [Ломоносов 1952:362]. Примечательно, что традиционной мясной пище (например, блюдам из оленины) в этнографических описаниях второй половины XIX - начала XX вв. отводится меньше места, чем рыбной снеди, несмотря на то что практически все авторы пишут о выдающейся роли оленеводства в жизни саама. Одной из причин этого, возможно, является отсутствие у российских авторов личного опыта наблюдения за приготовлением пищи из оленины. Эго можно считать закономерным, если вспомнить, что экспедиции на Крайний Север осуществлялись в основном в летнее время, когда рыбные промыслы (а значит и рыбная пища) выходили на первый план, вытесняя оленеводческие занятия в соответствии с промысловым сезоном. 87

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz