Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Более удобный вид жилья представляла собой тупа (пырг) - простой бревечатый дом с плоской крышей, отапливаемый камельком (подобием камина). Если в веже семья располагалась на полу, то в тупее появляется деревянная мебель, полки с посудой. В этнографической литературе встречается мало информации о летних погостах (поселениях) саамов. Зато описания тупы часто сопровождаются характеристиками специфического устройства зимних погостов: «Лопарская деревня, или погжт, как можете вы сами заключить, решительно не походит ни на какую, даже самую бедную из наших деревень. Пирамидачьные вежи, ти кубические тупы, разбросаны в величайшем беспорядке, по произволу хозяев; между ними нет ни плетней, ни заборов, потому что нет дворов и огородов; не возвышаются там, как в наших деревнях, купоны церквей » [Верещагин 1849: 57-58]; « Лопарские поселения называются погостами и обыкновенно располагаются по берегам рек и озер. Они бывают зимние и летние. В зимнем погосте у каждой семьи имеется теплая хижина, называемая пыртом или тупой» [Львов 1903: 31]; «Да, это и есть лопарский погост Полузаваченные снегом, сиротливо стоят четыреугольные деревянные срубы (тупа, пырт) с тоскимц односкатнымикрышами, засыпаннымиднятеплаземлей иснегом » [Спасский 1899:223]. Описание вежи и тупы в этнографических текстах является довольно стереотипным. В целом, с помощью характеристик этих видов саамского жилья подчеркиваются бедность и плохие условия жизни. Об этом свидетельствуют внешний вид жилищ и расположение их в поселении. ДН. Бухаров, характеризуя пазрецких саамов, сопоставляет их «приниженный, убогий вид» с «жалкими жилищами — тупами, в беспорядке разбросанными в некотором отдалении от церкви» [Бухаров 1885: 3]. В источниках часто упоминается дистанционное расселение саамов: «Лопари все эюивут в одиночку, верст через 5-10по 1семье» [Кельсиев 1878: 1]. Одно из первых подробных описаний тупы было сделано Н.Н. Харузиным: «Пыртчетырехугольныйбревенчатыйсруб с тоской крышей, засыпаннойземлею; сквозь дверь входятв .маленькиесени, из которыхведутдве двери, направо в нежилоепомещение, где держат обыкновенно овец; налево в жилую комнату, где ипомещается всялогщхкая семья Размер этой комнаты не больше квадратной сажени, высота не более одной сажени, так что пырт представляет из себя поч?пи что куб. в углу, у двери, поставлен камин (камелек), сложенный из неотесанных камней довольно грубо на глине или извести; камелек обыкновенно выбелен; от полукруглого отверстия, куда ставят дрова стоймя, идет гиирокая труба, выпускающая дым наружу» [Харузин 1890: 99]. Как видно из слов исследователя, это описание вполне нейтрально и не содержит отрицательных характеристик, однако в более поздних источниках текст Харузина был пересказан с добавлением новых подробностей, имеющих явно наагивные шнногации. Жилая комната характеризуется как «грязная и полутемная» [Львов 1903:31]; тупы в погосте стоят «сиротливо», сени - «крошечные» [Спасский 1899: 222], «в пыргс грязно и душно; когда освоишься с темнотой и нестерпимым запахом тухлого мяса или рыбы, то первое, что бросится в глаза, это очаг (камин) посреди комнаты, грубо сделанный из камней, едва скрепленных глиной», «в углу иконы и иногда плохие картины», «одно, редко два окна пропускают мало света; вместо стекол в них вставлена слюда» [Гамже: 223]. В описаниях саамского жилища чаще всего подчеркиваются такие признаки, как бедность, разрушение, грязь. Н. Дергачев приводит описание саамского погоста в зимнее время, которое можно считать типичным для этнографических источников: «Вид погоста зимою печальный и грустный, особенно когда хижины утопают в глубоких снегах и, если б не дым, выходящий из оконечностей веж, то можно было бы подумать, что в погосте нет ни души. Здесь нет нималейших следов деятельной 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz