Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

потребностей [Чеснов 1998: 187]. Действительно, авторы этнографических источников XIX - начала XX вв. пишут, чго «лапландец никуда не выходит без ножа, огнива и трута» [Козмин 1915: 5], «лопари всегда при себе носят ножик, довольно большой, огниво и трут» [Пошман 1873:74]. М.М. Пришвин характеризовал саамский нож как «кривой финский» [Пришвин 1982:256]. Его носили не только мужчины, но и женщины, правда у последних он был небольшим по размеру. В.П Харузина, списывая наряд саамской женщины, пишет следующее:« Вкостюмелопаркимне бросились прежде всего в глаза две-трипобрякушки, привешенные к поясу.. Оказалось, чпю это быч нож и игольник, сделанные довольно искусно из лебяжьей кости - обе вещи помеченные родовым кчеймом Хозяйка обяснила мне, что каждая лопарка носит на поясе нож и принадлежности шитья, так какуменье хороию шить ставится в особенное достоинство лопарскойженщине » [Харузина 1890: 179-180]. По словам АЛ. Ященко, «лопари, как большинство северных инородцев, весьма искусно владеют ножом. Живо и сметливо делает’ лопарь своим неуклюжим сленьим ножом самые мелкие веши. На дверях почти каждой вежи и избы встретишь вырезанный ножом рисунок, долженствующий изображать оленя, - это творение доморощенного художника» [Ященко 1892: 18]. Саамский нож можно рассматривать как элемент этнического образа саамов второй половины XIX - начала XX вв. В качестве атрибута саамской культуры он несет в себе представления о территории проживания, хозяйственной деятельности и образе жизни своего владельца. Нож ассоциируется с охотой, лесом, разделкой мяса и рыбы. В этом плане он становится своего рода символом саамской культуры: « Как русский без креста, Самоед без трубки, так Лопарь без ножа тщ>да не ходит; привешивает он его к ременной подпояске, копюрую носит по примеру Русских», - писала АЕ. Пите [Лиге 1873: 6-7]. Известный исследователь В.Г. Богораз пишет, чго крепкий и длинный поясной нож являлся необходимой принадлежностью мужчины у разных народов, но именно северным племенам принадлежит поговорка «Нож, как коготь». «Ходить без ножа» считается бедственным и вместе зазорным состоянием [Богораз 1921:22]. В саамской этнографии советского периода саамский нож уже не упоминается, за исключением работы Т.А. Лукьянченко [Лукьянченко 1971: 127]. Сейчас в качестве принадлежности саамского национального костюма можно встретить только «представительский» нож, надеваемый по торжественным случаям, небольшой по размеру, с украшенными резными ножнами. Конечно, такой нож также является реалией традиционной культуры саамов, однако его едва ли можно считать элементом этнического образа, как это происходило с «оленьим ножом» в источниках второй половины XIX - начала XX вв. Жилище Как известно, жилище может выступать культурным символом того или иного народа [Байбурин 1983, Арутюнов, Сергеева, Кобычев 1995]. Так происходит и с саамским традиционным жилищем, которое становится своего рода символом, одним из элементов этнического образа, а также показателем уровня культурного развития саамов. Как правило, в трудах исследователей XIX-XX вв. встречаются описания вежи (жилища с усеченной вершиной и отверстием для дыма, построенного из кольев и покрытого корой, дерном и пр.), реже тупы (деревянного сруба) и куваксы (переносного жилья, используемого в период весенне-летних кочевок). Очевидно, такое многообразие видов традиционного жилища, постоянно используемых саамами, их умение быстро возвести переносную куваксу, оригинальный вид веж, строящихся из любых подручных материалов, приводят к тому, что В.П. Верещагин называет саамов «самыми страстными архитекторами» [Верещагин 1849: 53]. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz