Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

который зажиточные носят на серебряной цепи [Козмин 1915: 5]. Обычай носить саамскими женщинами свои грудные кресты поверх одежды дня щегольства описал В.П. Верещагин, однако Н.Н. Харузину, по его признанию, наблюдать это ялвение уже не приходилось [Харузин 1890: 94]. Из всех предметов саамского национального костюма - как женского, так и мужского - больше всего внимания в этнографических источниках рассматриваемого периода, пожалуй, уделяется головному убору, который носили замужние женщины, - шамширу. Харузин описывает его как цилиндр, обтянутый цветным сукном и расшитый бисером, разноцветными лоскутками, иногда жемчугом, надо лбом и на затылке у которого находятся «полуэлипсисные возвышения», нагнутые вперед и назад соответственно [Харузин 1890: 94]. Шамшир вызывал у российских этнографов самые разные ассоциации. Его сравнила; ги с шлемом Афины Паллады [Харузин 1890: 92; Пришвин 1982: 260], с шлемом древнего рыцаря [Спасский 1899: 225], с каской пожарного или шлемом Троянских героев [Русские народы 1894: 7]. Одно из самых подробных описаний шамшира отражаютпсе его непонятую для русских авторов оригинальность, принадлежит В.И. Немировичу-Данченко: « Женщины носят убор, поразительно напоминающий каски, в которых являются на сцену пресловутые карабинеры в “Разбойниках”Лекока Эти каски с торчком, стоящимязыком, украшены всем, что только естьу лопарки: медными пуговицами, бусами, галунами, стеклышками, кусочками зеркал, металлическими шариками Щеголихи буквально сгибаются под тяжестью своего оригиначьного головного убора У одной лопарки я видел его украшенным стошь старинными серебряными рублями Многие из них усвоит себерусский костюм но ионинемогутрасстаться с этою каской Продать еерешится лапландская девушкатольков крайнейнужде. Я предлагалдо пятирублейза простойубор такого рода и мне его не отдачи Малорослых, хотя и красиво слаженных лапландок чрезвычайно портит этот громадный мавзолей сооружаемый ими над головой » [Немирювич 1877:67-68]. Непременным атрибутом саамского костюма являются вышивки, которые называют «очень изящными» [Русские народы 1894: 8]. Вообще авторы этнографических текстов единодушно восхваляют рукоделие саамских женщин, их умение украсить одежду, оленью упряжку и пр. Однако в редких источниках встречаются упоминания о традиционных технологиях вязания и вышивки у саамов. Об изготовлении оловянных нитей пишет только Ламартиньер [Ламартиньер 1911], об изготовлении оленьих жил для шитья, кожи и краски - НЛ. Озерецковский [Озерецковский 1804]. Из авторов рассматриваемого нами периода лишь Н.Н. Харузин приводит в своей монографии образцы саамских узорсв. Можно сказать, что исследователи, сосредоточившись на внешнем виде саамской одежды, оставили без внимания такой важный этнографический аспект, как способ ее изготовления. Отчасти это происходит из-за недостаточного опыта полевых исследований, отчасти - из-за утраты традиционных видов рукоделия самими кольскими саамами, перенявшими русский костюм вместо своего традиционного наряда В разряд одежды попадает такой важный атрибут культуры саамов, как нож. У саамов было не так уж много личных вещей. Если домашняя утварь, инструменты, упряжка являлись общей, семейной собственностью, то только одежда, украшения, нож, который крепился к поясу, можно было считать личными вещами. При этом нож являлся для саама не просто орудием труда, а средством выживания и жизнеобеспечения. По замечанию Я.В. Чеснова вещи, расположенные рядом с телом, как подвешенный к ремню или поясу нож, служат удовлетворению непосредственных витальных 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz