Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

В целом в описаниях российских этнографов одежда саамов подразделяется на зимнюю и летнюю. Все авторы пишут о том, что основу зимнего костюма у мужчин составляют печок (подобие малицы), яры (сапоги) и шапка, которые шьются из оленьего меха. Летом печок заменяется на юпу (рубашку), имеющую такой же глухой покрой, но сшитую из сукна. На голову надевается вязанный из шерсти кслпак, на нош - нюреньки (подобие туфель без каблуков с загнутыми вверх носками), имеющие зимний вариант - каньги. Подробные описания одежды саамов можно найти как в дореволюционных, так и в современных источниках, поэтому нет смысла лишний раз останавливаться на изображении подробностей саамского костюма. Гораздо интереснее проследить особенности его восприятия в представлении исследователей саамской культуры. Из письменных свидетельств очевидцев, имеющих опыт личного общения с саамами, понятно, что многие авторы изображают национальный саамский костюм, главным образом, по другим источникам или же воспроизводят стереотипные представления о таковом, так как уже к середине XIX в. большинство саамского населения заимствовало большую часть предметов одежды (по крайней мере летней) у русских. По словам исследователей, современные им саамы оставляют свою национальную одежду и носят «что попадег: шляпы, шапки, немецкое платье и проч.» [Энгельгардт 1997: 70], «что придется: русские кафтаны, кургки и даже сюртуки» [Львов 1903: 32]. Д.Н. Островский рассказывает, как во время его визига к священнику Щеколдину в комнате собралось более десятка лопарей, ни один из которых не имел национального костюма, все они были одеты «в черного сукна сюртуки, такие же панталоны, ботинки и пуховые шляпы. Некоторые имели при себе серебряные часы» [Островский 1889:3]. Национальные костюмы, имеющие много общего со шведской и финской одеждой и воспринимающиеся как «красивые» [Русские народы 1894: 8], сохраняются у тех саамов, которые проживают в глубине Кольского полуострова и не сталкиваются с русскими промышленниками [Там же: 8]. Распространенные посредством этнографической литературы представления о внешнем облике саамов, которые, судя по сложившимся стереотипам, и в XIX в. носят свой национальный костюм, приводят к тому, что, столкнувшись с повсеместным заимствованием русской одежды, этнографы испытывают даже некоторое разочарование: «Вы думали видеть странные национальные костюмы, а вместо того навстречу вам вышли мужички, правда очень маленькие, большею частью безбородые и узкоглазые, но одетые так, как одеваются все жители Беломорского побережья » [Гам же: 6]. Восприятие аутентичной саамской одежды как «красивой», но «странной», экзотической усиливается в характеристике внешнего облика саамов, сделанной архангельским губернатором A.IT . Энгагьгардтом, сравнившего их со сказочными персонажами: «Типичный лопарь — низкого роста, приземист, на ногах у него большие оашмаки вроде колодок, ноги закутаны суконною тряпкою, перевязанною бечевкою, одет он в суконную серую куртку, на голове вязаный шерстяной колпак с кисточкою на конце, борода клином; в общем, фигура похожа на гнома, как ихрисуют накартткахприизображенииподземного царства» [Энгелыардг 1897:70]. Женская зимняя одежда у саамов, по описаниям этнографов, практически не отличается от мужской. Летом женщины носят юбки и кохты, напоминающие по покрою русские сарафаны. Обувь такая же, как у мужчин. Девушки заимствовали у русских повязки, расшитые бисером. Женский наряд всегда украшен: цветными лоскутками, вышивками, бисером или стекляру'сом. Саамские женщины охотно украшают себя ожерельями, серьгами, кольцами, перстнями, но главное щегольство состоит в кресте довольно большого размера, 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz