Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
туловище, придающее лопарю крепкий, коренастый вид; брахицефальная ферма головы; темно- и светло-русые волосы; широкие скулы; широковатый, короткий, слегка вогнутый нос; малая растительность на лице; белый цвет кажи и тд. [Циг. по: Харузин 1890: 56]. Затем антропологические данные о внешнем виде лопарей приводит Н.Н. Харузин, который суммирует противоречивые характеристики отечественных и зарубежных исследователей и воспроизводит описание Кельсиева в качестве наиболее точного образца [Харузин 1890: 56]. В начале XX в. профессиональные измерения aiпрси[алогических особенностей кольских саамов проводит И.Н. LIIмаков, выводы кагорах) в целом совпадают с характеристикой А.И. Кельсиева [Шмаков 1909:31 -34]. Безусловно, антропология владеет самым точным способом определения внешних особенностей саамской группы. По мнению Н.Н. Харузина, только она может дать точную характеристику', «в которой не будут сказываться субъективные, подчас предвзятые взгляды исследователей» [Харузин 1890: 57]. Однако антропологическое описание рассчитано на узкий круг специалистов и в рамках этнографического источника не передает наглядной информации, способствующей формированию этнического образа. В плане создания образа саамов в русской культуре XIX - XX вв. антропологические данные не предоставляют возможности быть использованными так плодотворно, как стереотипные (иногда противоречивые и не всегда соответствующие действительности) сведения, которые приводят авторы этнографических текстов на основании личных наблюдений или чужих работ. М а т е р и а л ь н а я к у л ь т у р а Важное место в структуре этнического образа саамов занимают те этнографические реалии, которые связаны с представлениями о бытовых особенностях этого народа. В этом отношении исключительные возможности имеет описание саамской одежды, жилища и пищи, которым уделяется большое внимание со стороны российских исследователей второй половины XIX - начала XX вв. При этом описание практически всех реалий саамского быта осуществляется с учетом времени года. Одежда, жилище, пища, хозяйственные занятия саамов делятся на зимние и летние в соответствии с кочевым циклом, что составляет специфику саамской культуры. О д е ж д а Самое обстоятельное описание саамской одежды, история заимствования ее отдельных предметов у русских, а также сходство и различие в одежде между кольскими и зарубежными группами саамов встречается у Н.Н. Харузина. В этом вопросе исследователь опирается не только на работы скандинавских авторов, но и на труд В.П. Верещагина. Последний представляет интерес для изучения образа саамов не только богатством этнографических подробностей о саамской одежде, но и особенностями ее репрезентации в изложении не столько научном, как это встречается у Харузина, сколько в бытовом. Так, в восприятии В.П. Верещагина, одежда саамов является «простой до чрезвычайности» [Верещагин 1849: 89], несмотря на довольно сложную технологию изготовления и украшения, которую воспроизводит сам же автор. 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz