Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

смуглая, темная, но не столько сама по себе, сколько от постоянной грязи и копоти. Волосы прямые и короткие, по большей части светлые, русые; но встречаются и черные и рыжеватые. Усы и борода обыкновенно растут плохо, как у других финских народов. Глаза маленькие, маловыразительные, чаще серо-голу>боватого цвета. Нос широкий и короткий, часто вздернутый Но бывают и выше среднего роста, с правтьнът овачьным лицом, прямым носом, с длинной окладистой бородой » [Львов 1903: 28]. Наиболее кратко об антропалоютеском разнообразии саамов высказывается М.М. Пришвин, который передает слова местного жителя: «Даонивсякиебывают, как имы» [Пришвин 1982:252]. Яркие индивидуальные портреты, показывающие разнообразие саамских антропологических типов, рисует Н.В. Кудрявцев: один из его проводников Ларивон - «маленький, широкоплечий с большою головой, черными как смоль, курчавыми, в кольца завитыми всегда лохматыми волосами, ястребиным, слетка приплюснутым носом и реденькою бороденкой и усами, с широким, длинным туловищем на коротких кривых ногах, при каждом шагу, перекачивавшийся с боку на бок» [Кудрявцев 1884: 41]; другой проводник, Данилка Медведь, - «с колоссальной фигурой, с широким лицом и скулами, глубокими, серыми тазами и толстыми тубами громадного рш» (Там же]. Большинство авторов пишет о сильном внешнем сходстве между саамами и русскими. Тем интереснее исключения, когда исследователям встречаются нетипичные для саамов, на их взгляд, типажи. Н.В. Кудрявцев считает, чго саами Мирон имеет сильно выраженный «монгольский тип, или вернее, калмыцкий: косо поставленные глаза, сильно выдающиеся вперед скулы, косматые, рыжевато-белокурые волосы, толстый вздернутый нос и толстые красные губы, глаза голубые» [Кудрявцев 1884: 41]. М.М. Пришвин описывает двух саамских женщин, которые ему кажутся «совсем не русскими» (Пришвин. 26): « Если бы можно так просто решать этнографические вопросы, тоя сказал бы, что старуха - еврейка, а дочь -японка: маленькая, смуглая, со скошенным прорезом глаз. Черные глаза смотрят загадочно и упорно: моргнут, словно насильно, и опятьсмотрятисмотрятдолго, поканеустанущ исноваморгнут» [Пришвин 1982:260]. Следует- отметить, что описание внешности саамов в большинстве источников имеет гендерные ограничения: антропологические характеристики получают только представители мужского населения. Исключение составляет характеристика В.Н. Харузиной, которая приводит свои общие впечатления от внешности саамских женщин: «Лопаркивообщеживеелопарей и налицахженщин, пожалуй больше прочтешь ума иживоймысли, чему муысчш» [Харузина 1890: 177-178]. Другие авторы в отношении саамских женщин единодушно отмечают только их малый рост и миловцлцоеть [Георги 1776; Кастрен 1860 (б); Немирович-Данченко 1877, 1903 (а,б); Кельсиев 1978], однако без подробных описании, что, очевидно, соответствовало этикетным етраничениям эпохи. В этом плане нарочито вызывающим должно было казаться следующее высказывание В.И. Немировича-Данченко: « Но чему позавидоват бы наши дамы—эторукам иногамполудикойнимфы. Улапландок вообще необыкновенно красивые и маленькие руки. Несмотря на тяжелую черную работу, они никогда не теряют своихизяи^ых очертаний» [Немирович-Данченко 1903 (а): 138]. В этнографической литературе о саамах дореволюционного периода встречаются источники, авторы которых приводят точные антропологические данные. Первым исследователем, который провел антропологические измерения среди саамского населения, является А.И. Кельсиев. Исследователь указал в своих очерках основные антропологические особенности саамов, объясняющие некоторые противоречия в описании их внешности: низкии рост и длинные руки, «сокращенные за счет ног»; большое по длине и по ширине 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz