Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

на большое количество сезонных промышленников, то уже к 1880-м гг. на территории Кольского полуострова образовалось 19 постоянных колоний [Ушаков 1972: 310-311; Федоров 2009: 126]. Необходимость оценки ресурсного потенциала северных территорий, в том числе демографического и этнокультурного, стимулировала исследовательский интерес к коренным жителям. По инициативе научных и государственных учреждений на Кольский Север приезжают государственные служащие, ученые, литераторы, врачи, учителя, представители духовенства, заложившие основы отечественного саамоведения. Однако при изучении источников второй половины XIX — начала XX вв. акцент обычно делается на нескольких наиболее авторитетных трудах (в первую очередь, НН. Харузина) или сугубо специализированных, связанных с изучением отдельных аспектов традиционной культуры и социальной организации саамов. Более подробный анализ этнографических сочинений указанного периода призван отчасти восполнить существующий пробел на материале этнографических описаний, представляющих определенный этап развития русской этнографии саамов. Материалом дтя данной работы послужили опубликованные труды, ориентированные на широкого читателя. Интерес для исследования представляли тексты, способные сформировать представления о саамской культуре у широкой аудитории, что было бы невозможно в случае закрытых архивных и других неопубликованных источников. Источниковая база охватывает сочинения, значительно различающиеся по функционально-сфукгурньм параметрам: путевые очерки (М.А. Кастрена, С.В. Максимова, В.И. Немировича-Данченко, А.В. Елисеева, С.Н. Дурылина, М.М. Пришвина, В.Н. Харузиной и др.), местную периодику (статьи Ф.И. Антонова, А.В. Елисеева, F.K. Терентьева, И.Н. Шмакова), энциклопедические издания («Пароды русского царства», «Народы России», «Отечествоведение», «Живописная Россия»), официальные, полуофициальные, научные и научно-популярные доклады (Е.К. Огородникова, Г.Ф. Гебеля, А.И. Кельсиева, НА. Александрова, ДН. Бухарова), а также специализированные этнографические труды (В.П. Верещагина, Н. Дергачева, А.Я. Ефименко, Н.Н. Харузина, АС. Розонова, В.Н. Львова и др.). Все жанры этнографической литературы, рассматриваемые в монорафии, объединены общей очерковой формой, характерной для этого литератур]юго вида. Форму очерков имеет и настоящая монография, что в целом характерно для этнографической науки, в которой, по выражению Е.Р. Ярской-Смирновой, «научный стиль утратил свою строгость и нашел выражение в беллетристических жанрах» [Ярская-Смирнова 2004: 63]. Жанр очерка, на наш взгляд, лучше всего отражает сущность исследований, посвященных изучению этнических образов в этнографической лиг’ературе, об этнологической актуальности которых свидетельствует значительное количество трудов современных авторов. В трудах М.В. Лескинен [Лескинен 2004, 2009, 2012], ЕЮ. Дубровской [Дубровская 2005,2008], Ю. Слезкина [Слезкин 2008], рассматривающих образы народе®, наиболее близких саамам в культурном и географическом опюшении, можно найти параллельные сюжеты, идеи и стереотипы. Как и данное исследование, эти работы можно назвать примером рефлексии одного этнографического текста по поводу других этнографических источников. Заявленная в монографии тема имеет определенную региональную значимость. «Кажется, ни об одном народе не написано столько книг, брошюр и статей, сколько о лопарях или саамах Скандинавии, Финляндии и СССР», —писал З.Е. Черняков [Черняков 1998. 89]. Однако, несмотря на устойчивый и все возрастающий интерес к этнографии саамов в российской и европейской этнологической науке, проблемы рецепции саамской культуры представителями иных народов до настоящего времени остаются мало изученньгми. 6

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz