Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

они рады пошуметь, попюлкаться поохать - и без нужды, без сердца а с улыбкой, с безобидным смешком » [Дурылин 1913: 55]. Впечатление «детства» усиливается из-за отмеченной многими писателями малой растительности на люде:« Лопаринизкорослы, и лица у них, у большинства, безбородые, безусые » [Там же: 54]; « Общее впечатление от типичного лопарского лш^а, безусого, с голубовато-серыми глазами, с добродуишым выражением, сулыбкой какотдетскогоиш юношескоголица» [Тамже: 68]. За исключением М.В. Ломоносова, написавшего, что «лопари белокуры» [Ломоносов 1952: 92], большинство авторов, представивших обобщенный портрет саамов, придерживается мнения, что они в основном темноволосы и смуглы. Правда, некоторые исследователи, вслед за И. Георги, считают, что это происходит «от воздуха и дыму» [Георга 1776; Льве» 1903; Дурылин 1913; Козмин 1915]. Единодушно писатели указывают на такие антропологические особенности, как круглая голова, длинные руки и туловище. И обобщенный портрет, в кагором дается описание только одного антропологического типа, и коллективный имеют одинаковый недостаток: наличие этнографических и антропологических неточностей. Индивидуальный портрет, который принадлежит не столько к этнографическим очеркам, сколько к беллетристике, и поэтому мажет рассматриваться как художественный прием, дает более точное описание конкретных лиц, но не позволяет читательской аудитории составить полного представления о внешнем облике саамской группы. На методологические проблемы в описании внешности саамов указывают многие исследователи. Н.Н. Харузин пишет, что «путешественники, видя только часть лопарей, описывали их внешность так, как она им представлялась, и, не делая никаких правильных наблюдений, не могли и дать каких-либо точных сведений о лопарях» [Харузин 1890: 55]. М.М. Пришвин иронизирует по поводу расхождений в антропологических характеристиках саамов: « Припоминается длинный и смешной стр ученых: белые лопари ичи черные? Один путешественник увидит брюнетов и назовет всех лопарей черными, другой - блондинов и назовет всех белыми » [Пришвин 1982: 252]. Антрополог А.И. Кельсиев считает, что эту проблему усугубляет внешнее сходство меж;ту саамским и русским населением: « Трудно находить лопарей Они живут в одиночку по берегам и ловят рыбу. Воспючные так похожи наружностью и быпюм на русских, чпю приходится раза под два расспрашивать: кто лопарь, а кто нет <...> Готов держать пари, что здешних лопарей Вы не отличили бы от русских бедных мужиков, ни даже с помощью самых точных инструментов» [Кельсиев 1878: 1]. Коллективная сплоченность и поведенческие особенности еще больше осложняют точное описание саамских типажей: « Около огня жмутся в общей куче лопари <■ . .> Лопари неумолкаемо говорят и кричат, разлеглись на палу, на скамьях, на оленьих ищрах. Мужчины перемешались сженщинами. Никогои нечегонеразберешь» [Дурылин 1913:54]. Проблему характеристики внешности саамов решают авторы, которые пытаются уйти от излишнего обобщения и, не вдаваясь в художественное описание, представить реальное разнообразие антропологических типов, как это делает В.Н. Львов, а затем и пересказывающий его текст С.Н. Дурылин: «Трудно дать описание типичного лопаря. По большей части они бывают маленького роста, благодаря чему многие из них не принимаются в военную службу. Женщины еще ниже мужчин. На вид они крепки, коренасты и здоровы. Голова коротка и совершенно круглая. Лопари — одни из самых короткоголовых людей на земном шаре. Первые ученые (антропологи), изучая этот народ, назвали голову лопаря шаровидною. Лицо очень широкое, расплывчатое. Кожа 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz