Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

снаружи притиснута и скулы тем самым выдавлены, а от них спускаются под острым углом щеки и подбородок Эти впалые щеки ; маленький печально и остро скривившийся рот, длинный кривой подбородок, совершенно заостренный и с редкой бородой, - ясно обнаруживают природные недостатки и слабость народа. » [Дергачев 1877 (в): 16J. Обобщенный портрет, представленный в данной характеристике, не только кажется неадекватным, с точки зрения антропологических данных, но и свидетельствует о несколько негативном отношении исследователя к объекту его описания, очевидно, вызванном представлениями о «вырождении» саамов. В характеристике С.В. Максимова обобщенный портрет также имеет сходные коннотации, причиной чего является явное внешнее отличие лопарей от русских: « Резко бросается в глаза низенький лопарь, всем обличьем заметно отмеченный от соседнего русского люда. Глянцевито-черные волосы гцетинисто торчат на голове и, кажется, никогда не способны улечься: они висят какими-то неровными клочьями над лбом, из-под которого тупо и лениво глядят маленькие глаза, большею частью карие » [Максимов 1890: 218]. Ограниченность подобных обобщений проявляется не только в их антропологической неточности, но и в том, что они могут привести авторов к противоречиям. Например, Н. Дергачев вначале находит во внешности саамов «природные недостатки» и «слабость», а следом пишет, что «от суровой жизни Лопари сложением тела крепки и проворны» [Дергачев 1877 (б): 16]. Менее тенденциозными являются другие способы описания внешности. Так, В.Н. Харузина прибегает к коллективному портрету. В ее характеристиках также встречаются такие внешние черты, как малорослость, визуально определяемая «слабость» и другие: « Некрасивый, малорослый и слабосильный народ лопари Лица у них невзрачные, серые, ноги короткие, согнутые; движения не отшчаютсяловкостью и красотой» [Харузина 1902: 8]. Исследовательница заостряет внимание как на внешнем облике, так и на поведенческих особенностях саамов: « Быстрые фразы на незнакомом языке, сопровождаемые ожшленной жестикуляцией веселый хохот и эти добродушные лица, светящиесялюбопытством - все эпю производило какое-то особенное впечсотение, довольно симпатичное и располагающее в пользу этого народца » [Харузина 1890: 172]. Внешние черты при этом соотносятся с особенностями поведения и нрава, например, когда В.Н. Харузина описывает свои непосредственные впечатления: «серые, бесцветные лица кроткиеимиролюбивые, сзабитымвыражением» [Харузина 1890: 191]. Интересно, что признак «природной слабости» у саамов чаще всего встречается в источниках, начиная со второй половины XIX в. В XVII - начале XIX вв., не считая характеристики Ломоносова, саамы изображаются как вполне здоровые, крепкие люди: «Росту они среднего <...> От суровой своей жизни бывают они сложением крепки, проворны и изгибчивы » [Георги 1776: 4]. А.П. фогт Пошман описывает их следующим образом: «.. .они .малорослы, головы у них большие, шеи короткие, лица румяные, глаза красновато-карие, волосы темно-русые, короткие и бороды короткие, зубы желтоватые, но чистые» [Пошман 1866: 187]. ^1дже среди авторов второй половины XIX — начала XX вв. встречаются такие, которые пишут про саамов, что они «среднего роста, коренастые и крепкие» [Спасскии 1899: 223]. Очевидно, в таких случаях портрет саамов зависит от источнике», которыми пользовались исследователи, а также обусловливается просветительскими идеями о ведущей роли «старшего» русского народа, который должен взять на себя миссию по опеке «младших братьев» саамов. Распространению подобных представлений способствует сравнение саамов с детьми, которое, очевидно, возникает в результате стереотипного мнения об их малом росте и особенностях поведения. « Если б составить целый народ из одних детей и парнишек не старше восемнадцати лет, пю лопари такой народ. От - как дети: 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz