Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Негативно окрашенные характеристики природы Лапландии, описание саамской земли как бедной, бесплодной подчеркивают ее непригодность для обитания и сглаживают тем самым остроту проблем, связанных с колонизацией Кольского Севера. Подобный подход к описанию природы наблюдается, например, у Н. Дергачева, который пишет: «Ло-видимому, что бы делать человеку зимою в этой отдаленной угрюмой стране севера, в которой солнце не является на горизонте целых полгода, и самый день представляется в виде кратковременного полусумерка, в стране, в которой вся природа находится в оцепенении от холода» [Дергачев 1877 (а): 17]. Очевидно, авторы саамской этнографии осознают наличие штампов при изображении северной природы в своих текстах и, прибегая к ним, всего лишь отдают дань литературной традиции описания Лапландии, которая в российской этнографии становится «мрачной» в силу не столько литературных и природно-географических, сколько хозяйственных и социально-экономических причин. Даже стереотип о «вечном холоде» Кольского края осознается авторами саамской этнографии как преувеличение, отчасти сказочно-мифологическое. Если в известной сказке Г X. Андерсена Снежная королева летит в Лапландию потому, чго там «вечный снег и лед», то большинство исследователей Кольского полуострова признают, чго климат Лапландии далеко не так суров, как многие думают [Путеводитель по Северу России 1898]. Утрирование неблагоприятных природных условий имеет прагматический смысл и, как и указания на невозможность приспособления территории Кольского полуострова для ведения сельского хозяйства, служит целям оправдания колсишзащонногсигроцесса на Севере России. Употребление распространенных штампов, с одной стороны, и разрушение стереотипов восприятия природы Лапландии, с другой, приводят к возникновению противоречий в этнографических текстах. Так, В.И. Немирович-Данченко зачастую при характеристике Кольского полуострова использует эпитеты «царство полного безлюдья» [Немирович 1877: 62], «царство смерти» [Там же] и пр., но при этом сам себе противоречит, защищая северную природу от подобных стереотипов: « Если природа Лсоыандии прекрасна, если выуже не считаете этот край царствомужаса и смерти, то я надеюсь указать, как много таится высокого, доброго, честного в душе его номада» [Гам же: 55]. При этой наблюдается взаимосвязь между негативным восприятием северной природы и отношением к традиционному ведению хозяйства у саамов, которое является основанием оценки Лапландии как мрачной, «мертвой» земли: « Номады-оленеводы обратятся в оседлых промышленников и на месте нынешнего царства смерти и безлюдья возникнет живая и кипучая деятельность прудового населения <...> Умрачного полюса будет отнята человеком еще одна страна, еще раз мысль и энергиявосторжествуютнадслепымистамиприроды!» [Гамже: 60]. А н т р о п о л о г и ч е с к и е о с о б е н н о с т и Центральной группой этнографических признаков, выделяемых в структуре этнического образа, можно считать особенности внешнего облика народа. Отличительной чертой описания внешних ашропологических признаков саамов является обобщение, к которому прибегает большинство авторш. При изображении внешности саамов часто подчеркиваются такие качества, как малый рост, худощавое, даже слабое телосложение. М. В. Ломоносов одним из первых написал, чго «ростом лопари малы и силою слабы» [Ломоносов 1952: 92]. Акцентируемая физическая «слабость» саамов, по мнению исследователей, свидетельствует о плохом здоровье и объясняет вымирание народа Например, Н. Дергачев, пересказывая текст В.П. Верещагина, дает следующее описание: «Ест прямо взглянуть на Лопаря, то кажется будто передняя часть головы чем-то 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz