Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

В соответствии с принятыми концепциями этнического образа его ядерные признаки образуют представления о типичней внешности, этнической территории, нраве, а также поведенческие стереотипы. Н.Н. Харузин, а вслед за ним и В.Н. Львов, ошесли к ним дополнительно элементы материальной культуры (одежду, жилтце, нишу), обозначив понятием «внешний быт». Все данные компоненты этнического образа: природно-территориальные характеристики, внешний облик, нрав, одежда, жилище и пиша отосягся к центральным этнографическим признакам и являются предметом детального описания авторов этнографическихтекстов второй половины XIX - начата XX вв. В описаниях саамов авторский взгляд направлен от внешних, непосредственно ттаблюдаемых характеристик к тем свойствам, которые становятся заметны при большем приближении, углубленном взгляде, непосредственных контактах, естественно, в том случае, если такие наблюдения и контакты имели место в реальности. При этом ядерные признаки в образе наиболее выразительны и заметны в силу отличия от привычных для российских исследователей культурных стандартов. Стереотипия, к которой прибегают авторы, обусловлена во многом традицией этнографического описания, формирующейся на основе совокупности источников (древнерусских летописей и документов, работ предшественнике®, некоторых конкретных текстов), а также способов воспроизведения живою впечатления авторов, осуществляемого в соответствии с имеющимися литературными образцами. На уровне текста стереотипия может проявляться в различных формах цитирования, интертекстуальности, употреблении штампов описания, которые могут быть выявлены с помощью специального анализа. П р и р о д а Одним из первичных компонентов, выделяемых в ядре этнического образа, является природа Географические, климатические и природные факторы формируют у исследователя первые впечатления при столкновении с изучаемой культурой и отражаются в представлениях о данном народе. Большинство исследователей саамской этнографии стараются привести либо справочную информацию, либо личные впечатления о природно-географических особенностях Кольского iюлуострова, однако приводимые сведения отличаются оольшим количеством разногласий. В целом, Лапландия характеризуется как «частью болотистая, частью горная и тундристая, страна с нехолодным, но суровым климатом и жалкой растительностью» [Розонов 1903:19]. В этнографических текстах второй половины XIX - начала XX вв. описания природы Лапландии сопровождаются превратившимися в штампы эпитетами «мертвенная», «унылая», «мрачная», «суровая», возникшими не без влияния «Калевалы» из сопоставления территории проживания саамов с эпической Похъелой. Географические и природные параллели между Лапландией и Похъелой анализирует В.Н. Львов: «В старинных финских преданиях, собранных в Калевале, Лапландия изображается как страна полусказочная, полная таинственности и чародейств. Это — та вечно мрачная Похьола, где распоряжается Лоухи, севера хозяйка, которая похищает солнце и месяц и заключает их в пещеру; куда ездят герои Калевалы свататься к дочери Лоухи, и где чуть не погиб от руки лапландца Юкагайнена старый верный Вейнемейнен, вековечный песнопевец ”. Все необычно и сверхъестественно в этой стране. Самая природа её изображается Репрезентация «внешних» особенностей 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz