Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Подобные программы являлись удачной попыткой представить этнографию какой-либо этнической группы в виде определенной структуры, в которой выделяются некоторые группы культурных элементов. В соответствии с этой идеей мы решили проанализировать образ саамов, возникающий в этнографических текстах второй половины XIX - начала XX вв., как некоторую структуру, в составе которой можно выделить ядро и периферию. Ядро (или центральную, наиболее устойчивую часть) образа составляют компоненты, выражающие представления о природных, телесных, вещественных и других характеристиках, непосредственно связанных с восприятием культуры саамов. Здесь следует рассматривать группы этнографических элементов, которые относятся к особенностям восприятия природного окружения, внешности, быта и нрава саамов, то есть всего того, что традиционно понимается под этническим образом [Чеснов 1998]. Основным свойством ядерных этнографических особенностей является устойчивость, которая заключается в стереотипизации описания. Однако при рассмотрении этнического образа следует учитывать и другие социокультурные характеристики: тип хозяйства, семейный и религиозный институты, общественное устройство, фольклорную традицию. Эти элементы этнографического описания образуют' периферию образа саамов и по сравнению с ядерными признаками являются менее устойчивыми. Большое значение для формирования представлений о народе имеют обстоятельства, связанные с межэтническими взаимоотношениями, в нашем случае - русско-саамскими, которые ассоциированы с проблемами колонизации Кольского края и утраты культурной самобытности саамов. Этот исторический контекст не входит непосредственно в структуру образа саамов, однако оказывает прямое воздействие на формирование представлений о них и обусловливает отечественную традицию описания их культуры. Такая модель описания саамской этнографии соблюдается во многих рассматриваемых источниках (главным образом, в этнографических очерках, в противовес путевым запискам, заостряющим внимание читателя в основном на экзотических реалиях). Она осуществляется в соответствии с определенной схемой, принятой в российской этаофафии того времени. В качестве примера можно привести монофафию Н.Н. Харузина, которая состоит из 6 разделов [Харузин 1890], включающих: 1) Очерки страны русских лопарей (включающие описание природных условий - О.Б.); 2) Очерки истории лопарей; 3) Очерки внешнего и материального быта (внешность, нрав, одежда, жилище и пр. - О.Б.); 4) О древней религии лопарей и о следах верований среди современных русских лопарей; 5) Очерки семейного и общественного быта лопарей; 6) О народном творчестве у лопарей. Другие исследователи описывают те же аспекты саамской этнофафии, что и Харузин, однако иногда в другом порядке и без указания их в оглавлении. В какой-то степени и современные этнофафы придерживаются модели описания культуры, предложенной еще в этнофафических программах конца XIX в., что лишний раз подтверждает правомерность распределения по определенным фуппам этнографических признаков, выстраивающих структуру этнического образа. В этнофафическом описании отдельных народов современными этнофафами выделяются обычно такие подсистемы, как хозяйство, материальная культура, общественный строй и семейный быт, духовная культура [Культурная антропология 2004: 76]. Согласно нашей концепции этнофафические элементы данных подсистем образуют пфиферию этнического образа, а их последовательное расположение в перечисленном порядке совпадает с уменьшением стереотипии при описании культурных особенностей саамов. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz