Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

богатства в некоторых отношениях, не особенно гостеприимна для своих детей. Ясно, что только нужда тяжелая, роковая судьба могла завести сюда народ и держать его в фаницах современной Лапландии так много веков, что по доброй воле, по своему желанию никакой народ здесь не остался бы» [Харузин 1890: 13]. Н.А. Александров ставит вопрос о необходимости населения и завоевания саамской территории: «Зачем же, спрашивается, живет здесь человек, зачем новгородцы завоевали эту страну и поселились в ней?» [Александров 1897: 9]. Описание Лапландии может содержать местами эсхатологические мотивы (См. упомянутый миф о конце света, пересказанный Гебелем) и некоторые библейские параллели, особенно при изображении «целых туч комаров и оводов», что приравнивается путешественниками к «семи египетским казням» [Александров 1897: 9]. Вместе с тем, несмотря на подобные устрашающие описания, авторы этнографических источников изображают Лапландию как полезный в iосулдрства том отношении и красивый край. Такие противоречия приводят в некоторых случаях к возникновению своего рода оксюморона, например, «суровая прекрасная Лопская земля» [Дурылин 1913: 103]. Как видно из рассмотренных примеров, большая часть приемов и языковых средств, выстраивающих внешнюю сторону образа, связана с колониальной идеологией, обусловившей субъективное восприятие саамов со стороны российских исследователей, и способной посредством текста воздействовать на сознание читательской аудитории, формируя определенные представления о саамской культуре. Колониальный подтекст этнографической литературы, одним из способов выявления которого может служить филологический анализ, возможно, лучше всего выражается примерами, подчеркивающими отношение к Лапландии как части Российской империи и к саамам - как народу, которому предназначено войта в ее многонациональный состав. Многие авторы, выступающие в рели исследователей саамов, описывая территорию их исконного проживания и культуру, употребляют лексемы «наш» и «русский», что особенно красноречиво для названий источников: «Наша Лапландия» [Гебель 1903], «Наш дальний Север» [Островский 1889:16], «Русские лопари» [Харузин 1890] и т.д. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz