Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

ПРЕДИСЛОВИЕ ...этнология зародилась в тот момент, когда первый человек был поражен, разглядев свое отражение в воде и обнаружив, что этот другой, этот смутный образ, колеблемый волнами и водоворотом, является внешностью его самого, его вторым Я, и что в тщетной попытке уловить полностью тождественность себя с ним он всегда будет обречен на неудачу. Ж. Сервье. Этнология Вопросы взаимоотношений различных культурных и этнических групп актуальны во все времена. Особую важность имеют исследования, направленные на изучение процессов взаимной этнической идентификации. Этнические общности, которые одновременно являются субъектами межэтнических взаимодействий, в процессе коммуникации формируют представления друг о друге. С одной стороны, такие представления детерминированы реальными взаимоотношениями и статусами этнических сообществ, с друг ой стороны, сами оказывают влияние на эти взаимоотношения. Одним из факторов, повлиявших на процесс формирования образа колъских саамов (саами) в русской культуре, является этнографическая литература второй половины XIX - начала XX вв., которой посвящено данное исследование. Конечно, читателю и исследователю этих текстов приходится иметь дело не с реальными культурными особенностями саамов, а с их субъективным отражением в сознании русских этнографов, транслирующих читательской аудитории свои представления о познаваемой культуре. В этнографических сочинениях в результате отбора, интерпретации и репрезентации культурной информации формируется определенный образ автохтонного народа Кольского полуострова. На примере данного образа автор монографии предпринимает попытку продемонстрировать общие механизмы формирования представлений о какой-либо культуре, которые не только отражают ее реальные особенности, но и «проговариваются» о субъективных воззрениях и интенциях самих познающих субъектов. Таким образом, предметом настоящего исследования являются не только кольские саамы и их этнография, но и отчасти российские этнографы, описывающие традиционное общество с егополукочевым укладом и бытом. Хронологические рамки второй половины XIX - начала XX вв. были выбраны для настоящего исследования неслучайно. Именно в это время происходит окончательное становление этнографии в России, а также обобщение, систематизация и теоретическое осмысление этнографических данных, собранных на предыдущих этапах. Этнографическая наука достигает своего расцвета, и благодаря ей в отечественной культуре складываются представления о народах, населяющих Российскую империю. Временной период со второй половины XIX по начало XX вв. представляет тот этап развития этнографии саамов, на котором происходит формирование их этнического образа в историческом контексте интенсификации колонизационного процесса на Кольском полуострове. Хотя формально колонизация Мурмана тянулась на протяжении нескольких столетий, фактически только с 1860-х гг. благодаря правительственным мероприятиям и льготам Мурман начал активно заселяться русскими переселенцами. Если до 1860-х гг. на Мурманском побережье существовало только одно постоянное русское поселение - г. Кола, несмотря 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz