Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
5. Следующая труппа эпитетов отражает просветительские представления о «благородном дикаре», нравственное развитие которого не испорчено экономическими и социальными отношениями, развившимися у «цивилизованных» народе». Говоря о нравах саамов, авторы этнографических текстов часто подчеркивают их чистоту и неиспорченность, описывая их честность, дружелюбие, добродушие. Отношение к нравственному развитию саамов может выражаться также с помощью эпитетов, как это происходит в работах В.И. Немировича-Данченко, который награждает саамов следующими характеристиками: «честное и благородное племя» [Немирович-Данченко 1903 (а): 368-369], «мирное, кроткое племя» [Немирович-Данченко 1903 (а): 350], «честный и вежливый лопарь» [Немирович-Данченко 1877: 67], «мирный и кроткий труженик полярных пустынь» Немирович-Данченко 1903 (а): 278], «добрые и нежные лопари» [Немирович-Данченко 1903 (б): 308-309], «честный и мирный труженик севера» [Немирович-Данченко 1903 (а): 337]. Очевидно, такое восприятие саамов не только связано с просветительскими взглядами писателя, но и соотносится с последующей группой эпитетов, подчеркивающих «детское» состояние саамской культуры. 6. Последняя группа эпитетов связана с определенным ранжированием уровней развития культуры. Если в эволюционистской классификации иерархия народов строится по принципу «высшая» / «низшая» культура и культурные сообщества делятся на «цивилизованные» и «дикие», то в этнографических текстах чаще можно встретить просветительский подход, для которого характерно деление народов на «старшие» / «младшие», при котором отношения между культурами представлены моделями «родители» / «дети» или «старший» / «младший» братья. Подобные представления о «старшинстве» европейских народов весьма логичны для колониальной идеологии империй. Как замечает Г1.А. Клубков, в большинстве культур старший обладает преимущественными наследственными правами, что превращает идею старшинства в активный политический инструмент [Клубков 2001: 66]. Просветительский подход, типичный для колониальной идеологии Российской империи, обусловливает восприятие культуры саамов как «детской», порождая такие эпитеты, как «дитя природы» [Немирович-Данченко 1903 (б): 280], «дети суровой полярной природы» [Бухаров 1885: 25], «беззабапюе, детское племя» [Харузина 1890: 174], «народ-дитягя» [Дурылин 1913: 77-78], а также сравнение «лопари радуются, как дети» [Пришвин 1956: 251]. Очевидно, определение культуры саамов как «детской» подразумевает, что русские выступают по отношению к ним в качестве «родителей» или «взрослых». При таком подходе следует, что долгом Российской империи перед своими колонизированными народами, как родителей перед детьми, является их опека и приобщение к своей культуре, в данном случае к европейской цивилизации. Однако финский ученый М. Кастрен при сопоставлении саамов с финнами придерживается модели «старший и младший братья». Для него саамы во многом представляют интерес постольку', поскольку «финский тип отражается и лапландским народным характером» [Кастрен 1860 (б): 89]. Кастрен выделяет ряд черт, свойственных обоим народам, которые проявляются в характерах их носителей с разной степенью полноты и, сопоставляя финский и саамский характеры, делает следующее замечание: «Вообще кажется, будто Лопарь слабейший брат Финна, и родился весь в мать, тогда как Финн - в отца» [Кастрен 1860 (б): 90]. Модель отношений между «братьями» неслучайна, если вспомнить, что Финляндия сама входила в состав Российской империи в качестве подчиненной территории, а более раннее приобщение финнов к европейской культуре (по сравнению с саамами) дает основание М. Кастрену считать их «старшими братьями». 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz