Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

в настоящее время тяжелый переход от древнего миросозерцания к новому; древнее успело уже рухнуть, новое не успело еще войти в свои права. Отсюда некоторое хаотическое состояние в умах русских лопарей» [Харузин 1890:236]. На основании подобных примеров можно судить о том, что в этнографии второй половины XIX —начала XX вв. начинается положительная переоценка культуры саамов, которая, очевидно, происходит из убежденности авторов в позитивном влиянии русской культуры на развитие «отсталых» народов Российской империи. Можно сказать, что для этнографов того времени саамы становятся примером того, как «малокультурные народы приобщились к движению человечества вперед по пути умственного и нравственного прогресса» [Харузина 1941:6]. Эпитеты «дикий» и «полудикий» в текстах о саамах имеют различные оттенки значений и коннотаций. В редких случаях они используются в своем первоначальном значении как синонимы прилагательному «первобытный», обозначая неосвоенную территорию Кольской земли, характеристика которой метонимически переносится на саамов. Так, В.И, Немирович-Данченко пишет об «оригинальном мире полудикого племени, заброшенного в дичь и глушь самого дикого и самого глухого угла нашей страны» [Немирович-Дднчснко 1903 (а): 198-199]. Чаще всего эпитет «дикий» относится к сценке традиционного типа культуры, воспринимающегося русскими писателями как «отсталый». В этом значении он мажет переноситься на характеристику страны и ее народа: «дакая, суровая, бедная страна» [Харузина 1890: 163], «дикий, грубый и идолопоклоннический народ бродячих лопарей» [Терентьев 1873: 1]. Иногда понятие «дикий» приравнивается к понятию «кочуюший», обозначая основной род занятий народов этого культурного типа: «кочующий полудикий народ» [Суслов 1888: 15]. Наконец, эпитет «дикий» может употребляться метафорически в значении «нецивилизованный», «противопоставленный европейской культуре»: «люди безграмотные, полудикие» [Харузина 1890:176]. В этом же смысле саамы характеризуются как «забытое всем культурным миром племя» [Пришвин 1956: 243], «невежественные, безграмотные лапари» [Бухаров 1885:32]. Можно сказать, что в большинстве случаев подобные эпитеты, сопровождающие характеристики саамов, их страны и образа жизни, являются не только неоправданными, но и отчасти «заменяют отсутствие знаний и понимания суш происходящего вокруг» [Бурыкин 2002: 6]. Они отражают субъективно негативное отношение к традиционной культуре, воспринимающейся, очевидно, как «чужая» по отношению к европейским культурным образцам и отторгающейся многими представителями российского общества рубежа веков. 4. Следующая группа эпитетов связана с оценками последствий русско-саамск взаимоотношений, которые, по мнению авторов этнографических источников, негативно сказываются на социальном и экономическом положении саамов. Последние получают такие характеристики, как «запуганное и загнанное племя» [Немирович-Данченко 1903 (а): 338], «обделенное, заброшенное племя» [Немирович-Данченко 1903 (б): 201], «забитое племя» [Бухаров 1885: 19], «забитый народ» [Харузина 1890:176], «слабое племя инородцев» [Максимов 1890:218]. Подобные эпитеты имеют двойной подтекст. Во-первых, большинство авторов этнографической литературы принадлежит к кругам демократической интеллигенции и критически настроены по отношению к развитию капитализма в России. По их мнению, оно приводит к экономическому порабощению саамского населения. Во-вторых, умаляющие эпитеты при характеристике саамов должны подчеркивать их слабость и несамостоятельность, присущие, с точки зрения европейцев, народам с традиционттым типом культуры, которым более «развитые» народы должны оказать поддержку' и содействие в развитии. В этом смысле характеристики «слабый», «забитый» приближаются по авторским интенциям к шестой группе эпитетов, которая будет рассмотрена ниже. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz