Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

В этнографии рубежа XIX-XX вв. для обозначения народов традиционного типа культуры не существует конкретного термина. В рассматриваемых источниках саамы, как правило, характеризуются как «кочевники» [Гебель 1909: 84] или «пслуоседлые» [Островский 1889: 2], а их образ жизни как «кочевой» [Терентьев 1872: 4; Пришвин 1956: 268] или «полукочевой» [Мухин 1910: 11]. Чтобы понять смыслы и коннотации, вкладываемые авторами в их оценки традиционного образа жизни, следует обратиться к многочисленным эпитетам, сопровождающим характеристики саамов. Характеристики, которые дают саамам авторы этнографических текстов, могут быть разбиты на несколько семантических групп в зависимости от смысла, вкалываемого в те или иные эпитеты и обозначения. Условно среди этих характеристик можно выделить следующие: 1) идентификация саамов как «малого» народа; 2) признание автохтонного статуса саамов; 3) субъективные авторские оценки традиционного типа культуры; 4) оценка последствий взаимоотношений между автохтонным населением и колонистами; 5) отношение к нравственному развитию саамов; 6) восприятие культуры саамов как «детской». 1. Как уже было отмечено, в этнотрафии конца XIX - начала XX вв. терминологический аппарат в отношении автохтонных народов и традиционного типа культуры был разработан недостаточно. Например, отсутствовало такое обозначение, как «малые народы», которое несет в себе несколько умаляющую коннотацию [Соколовский 2001: 61]. Тем не менее, несмотря на отсутствие научного понятия, в этнографических текстах явно прочитываются представления об этническом меньшинстве. Семантику преуменьшения имеют обозначения саамов как «племегги» [Немирович-Данченко 1903 (а): 338, (б): 201; Харузина 1890: 174; Пришвин 1956: 243], «народца» [Харузина 1890: 172]. Ярко выраженную умаляющую коннотацию можно встретить в характеристике «ничтожное, малочисленное племя» [Островский 1889: 16-17]. По мнению М.С. Куропятник, подобный концепт меньшинства связан с европоцентристским колотгиалытым наследием и потому в настоящее время считается некорректным [Куропятник 2005: 5]. 2. В связи с проблемой колонизации Кольского полуострова в этнографических текстах можно встретить самые разные трактовки и оценки колонизационного процесса, которые помимо прямых высказываний могут выражаться в различных эпитетах. Безусловно, авторы этнографических источников признают автохтонный статус саамов, характеризуя их как «коренных обитателей северных стран» [Пошмап 1866: 187], «исконных обладателей лапландского полуострова» [Александров 1897: 21], его «аборигенов» [Максимов 1890: 218]. Однако со стороны многих авторов можно наблюдать определенное преуменьшение прав саамов на территорию Лапландии. Оно выражается в представлениях о них как о части «природа» («порождении») территории, чго само по себе не означает наличия политических прав. Этот аспект выражается эпитетами «дитя природы» [НемировичьДанченко 1903 (б): 280], «дети суровой полярной природы» [Бухаров 1885:25], «питомцы глубокого севера» [Дергачев 1877 (в): 3]. Как видно, подобные характеристики подтверждают не столько социальный, сколько природный статус саамов. 3. Следующая группа характеристик саамов отражает восприятие европейцами культуры традиционного типа. Самыми частыми эпитетами, указывающими на отношение к саамской культуре, являются прилагательные «дикий» и «полудикий», характеризующие страну, населяющий ее народ и его образ жизни: «дикая Лапландия» [Пришвин 1956:244], «дикий народ» [Касгрен 1860 (б): 75], «полудикие лопари» [Харузина 1902: 37], «дикие туземцы» [Терентьев 1873:2], «полудикая жизнь» [Елисеев 1915:21] и т.д. Понятие «полудикари», очевидно, указывает на промежуточное положение саамов, которое, по мнению этнографов, они занимают в иерархии культур от наиболее «диких» до «цивилизованных». Н.Н. Харузин пишет о том, что «русский лопарь переживает 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz