Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

идеалов и пишет об о. Петре, что «разумеется, с таким пастырем нечего было и продолжать своего разговора» [Немирович-Дадченко 1903 (а): 339]. Другое отношение к саамам демонстрирует о. Георгий Терентьев, охарактеризованный Немировичем-Данченко как «честный труженик и полезный этнограф, отдавший и свой заметный талант и все свои досуги исследованиям этой страны» [Немирович-Данченко 1903 (а): 339], который «все время был пламенным защитником их (саамов - О.Б.) интересов» [Немирович-Данченко 1903 (б): 201]. Тем не менее, по замечанию Н.Н. Харузина, в характеристиках Г.К. Терентьева явно прослеживается негативное отношение к традиционному образужизни саамов [Харузин 1890:66]. Помимо прямого и косвенного описания внешнего вида и характера саамов в этнографических текстах можно встретить такие приемы построения культурного образа, как сопоставление и противопоставление с образами других народов. В основном сопоставление осуществляется с родственными народами, например, финнами, наиболее изученным к XIX в. финно-угорским этносом, который воспринимался как «старший» по отношению к другим финно-угорским народам. М. Кастрен выделяет ряд черт, свойственных финнам и саамам, проявляющихся в характерах их носителей с разной степенью полноты и пишет о том, что «финский тип отражается и лапландским народным характером» [Кастрен 1860 (б): 89]. Чаще всего саамы сопоставляются с самоедами5, имеющими, с точки зрения некоторых исследователей, такой же уровегть культурного развития, бытовые особенности и внешний вид, как и саамы: «Но храбрый лопарь также с виду неказист, как и самоед , который тоже храбр, когда один на один идет на белого медведя; также лопарь маленький, неповоротчивый, и не узнать его только в том случае, когда он гонится на лыжахза дикимзверем Тутможно только дивиться ему; он весь точно перерождается' имешковатая его одежда, такаяже каку самоеда, и его длинные ихудыеруки, которые висят обыкновенно, как плети, и его короткие ноги, его манеры, его движения, даже подслеповатые узкие гчаза, его взгляд, все принимает иной вид. Но только в этом случае лопарь и неузнаваем, во всейже остальной своейжизни он так лее ленив и неповорогтив, как и самоед. Живет он также неряшчиво и грязно, как самоед, и только не кочует за оленем по тундре всю зиму » [Александров 1897: 21]. Между саамами и самоедами проводятся параллели в связи с капиталистическими ошошениями, развивающимися на колонизированных территориях, отрицательно сказывающихся на материальном благополучии автохтонных народов: « Так в одном конце тундры у Печоры один инорода{ дикарь-самоед служит плутоватому и обрусевшему инородцу зырянину, а в другом конце тундры, которая прибегает к Финтяндии, другой такой же, маю чем опшичающийся от самоеда, инородец лопарь, служит помору, то есть русскому ’» [Гам же: 20]. Другие этнографы при соспоставлении саамов и самодийцев отмечают, что саамы занимают своего рода промежуточное положение между самодийскими племенами и русскими. Так, С В. Максимов пишет, что, несмотря на бошьшое сходство в одежде, быте, способе ведения хозяйства с самоедами, саам составляет «как бы переход от инородческого племени к русскому, хотя бы, например, от того же самоеда к печерцу» [Максимов 1890: 218]. Большую развитость саамов по сравнению с самодийцами писатель объясняет их частичном оседлостью и обращением в христианство. Другие иеххледователи объясняют такое промежуточное положение частичным обрусением саамов: « Обычаи их во многом сходствуют к самоедским, но некоторое переняли и у Российских крестьян. Лопари, приписанные к экономическим и черносотенным крестъ&ишм, пребывают в землянках своих почти на одном месте, и уповательно, что со временем воспримут род жизни Российскихкрестьян, подобноКорелам » [Пошман 1956: 188]. 5Устаревшее наименование современных самодийских народов, прежде всего, ненцев, 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz