Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

северо-азиатском народе, представители которых характеризуются как «честные, добродушные, безобидные» Ратцелъ 1900: 673]. Стереотипы восприятия нравов автохтонных народов неоднозначны. С одной стороны, они соответствуют просветительской концептом нравственной чисташ «нецивилизованных» народов, с другой стороны, отражают реалии Российской империи, порождающие такие стереотипы. Осуществляя колонизацию северных и восточных окраин, русским идеологически выгодно подчеркивать в коренных обитателях этих земель качества, обличающие взаимоотношения между ними: безукоризненную честность, отзывчивость, добродушие, гостеприимство [Шульгина 1989: 179]. По мнению Ф. Ратцеш, следует учитывать при этом «испорченность, какую ссылка русских преступников уже в течение многих десятилетий должна была распространить почти по всей северной Сибири» [Ращель 1900:673]. Итак можно сказать, что в этнографических текстах второй половины XIX - начала XX вв. происходит трансформация восприятия культуры саамов. Ее основные особенности, которые заключаются в стереотипизации, мифологизации и экзотизации, сохраняются в русской культуре с древних времен и до этого периода, однако претерпевают некоторые изменения. Прежние стереотипы отчасти начинают разрушаться, переосмысляются и переносятся на социальные аспекты восприятия саамов или же используются в качестве своеобразных штампов описания саамской культуры, которые можно считать особым приемом построения этнического образа в этнографической литературе. Приемы создания образа саамов Анализ этнографических источников на разных уровнях текста позволяет выявить различные приемы, с помощью которых выстраивается образ саамов. С филологической точки зрения, рассматриваемые приемы могут относиться к трем типам речи: описанию, повествованию и рассуждению, затра 1 ивая, главным образом, лексический и синтаксический уровни языка. В некотором смысле упомянутые изобразительно-выразительные средства создания образа связаны с так называемой «поэтикой» жанра, которая одновременно является и «социологией жанра» [Медведев 1980: 424]. Все литературные и языковые изобразительные средства служат способом выражетшя авторских интенций, поэтому в первую очередь, исследуя текстовые возможности построения этнического образа следует обращать внимание на функциональное значение этих средств. Одним из основных приемов создания образа в этнографическом тексте является описание, которое условно можно разделить на прямое и косвенное. Использование чужих характеристик или сообщение личных впечатлений являются своего рода показателями субъективного отношения автора к предмету его исследования. В свою очередь, прямое описание может быть штдивидуатытым, коллективным и обобщенным, что часто отражает симпатии или антипатии автора Чаще всего прямое описание используется при изображении внешности и быта саамов, способ этого изображения может указывать на отношение исследователей. Как правило, чем более индивидуальным является описание, тем большую личную симпатию к саамам демонстрирует автор. Конечно, в этнографических текстах можно встретить исключения из этой закономерности. М. Кастрен, рассказывая о встрече с финским саамом, дает ему довольно негативную характеристику, обусловленную неприятными обстоятельствами 57

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz