Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

вида межтекстовых связей: цитаты и ссылки. Если еще в середине XIX в. (например, в трудах Н. Дергачева и С.В. Максимова) в этнографических текстах преобладали дословное воспроизведение или имплицитный пересказ чужого текста без цитирования и ссылок, то с середины того же века начинают активно использоваться именно эксплицитно выраженные цитаты, получающие соответствующее современным стандартам оформление на рубеже XIX-XX вв. Так, уже Н.Н. Харузин прибегает к цитированию с ссылкой на имя автора, название источника, год издания и номер страницы. Цитаты вводятся им с помощью графических знаков (кавычек и знака сноски), а также семантически, посредством разнообразных текстовых формуя. В его монографии встречаются также пересказы текстов других исследователей со ссылкой на источник. В этнографических источниках начала XX в. уже повсеместно соблюдаются правила цитации и оформления ссылок, проводится критический анализ источников (в работах В.Ю. Визе и др.), воспроизводится библиографический список, характеризующий научный текст как «диалогическое явление, вырастающее из предыдущих текстов и одновременно служащее базой для последующих текстов» [Свойкин 2006: 12]. Если во второй половине XIX в. некоторый обзор литературы о саамах дают только профессиональные исследователи (например, АЛ. Ефименко), то уже в начале XX в. библиографический список присутствует практически во всех источниках, даже в беллетристических произведениях [Дурылин 1913 и др.]. Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что, хотя сама по себе идея интертексгуальности научного текста не нова, исследование интергекстуального аспекта делает анализ источников более разносторонним, помогает сопоставить этнографические данные разных авторов и нарисовать общую картину' по тем или иным вопросам саамской этнографии. Изучение способов ингертекстуальной маркированности позволяет также охарактеризовать определенный уровень развития этнографии, которая окончательно сформировалась как научная дисциплина к началу' XX в., что дополнительно подтверждают этнографические тексты о саамах. Особенности восприятия саамов: стереотипизация, мифологизация, экзогизация образа Образ саамов в русской культуре сформировался под влиянием многих факторов: политических, социальных, культурных. При этом этнографическое описание саамов всегда осуществлялось под воздействием определенных культурных стереотипов, несмотря на то что последние мало соотносятся с реальней действительностью. Одним из основных стереотипов восприятия саамов с древних времен являются представления о магических способностях этого народа, в результате которых часто искажается адекватное понимание их культурных особенностей. Вследствие недостатков описания культуры саамов в эп ioi рафических источниках и использования односторонних, непроверенных и неточных данных повторяются и иногда вновь искажаются неточности в изложении фактов, п<ресказываются мифы и фантастические представления о саамах. Г.Ф. Гебель замечает, что «первые сведения, которые мы имеем о Лапландии, —сказочного или полусказочного характера» [Гебель 1909: 86], однако, несмотря на подобную кришку, сам передает миф о загадочном опасном народе, которьш, по словам В.П. Верещагина - автора первоисточника этого сюжета, приводит Несгор в своей летописи. Народ о кагором идет речь, жил за «чудью», богатой золотом и великой в колдовстве, был загнан Александром Македонским на берег Белого моря и заперт 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz