Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Одним из первых описание Кастрена перефразирует Ф.Х. Паули: «Все лопари обладают характером, который можно было бы изобразить в виде ручья, чьи тихие и прозрачные воды текут почти незаметно, но которые, если натолкнутся на препятствие, сокрушат его, при этом не прервав и не изменив своего пути. Финский тип оказал сильное влияние нахарактер лапландцев, однако для последнего типична более легкая утрата душевного равновесия, чем у финнов, ц как утверждает Кастрен, характерлапчандцевможет бытьрассматриваем как братхарактера финнов, номенее стойкий и выдержанный » [Паули 1862: 66]. Возможно, труд Кастрена был знаком и В.П. Верещагину, так как в работе последнего имеются некоторые текстуальные совпадения с характеристикой финского исследователя: «...что касается до самого лопаря, так эти 7 скучных M ecm fee он проведет с непонятным для нас удовольствием, те. в уединении и совершенном спокойствии, потолку что для него, как для истинного потомка финнов, нет ничего драгоценнее в мире, кроме уединения и покоя » [Верещагин 1849: 79]. Затем цепь заимствований подхватывает Н. Дергачев: «Тоска в лице Лопаря составляет отличительное свойство национального характера, онредко бывает весел и привык смотреть на все предметы с их черной стороны. Характера тихого и уступчивого. Мир для него все его величайшее счастье; он питает к нему такую же признательность, какую может питать женщина к своему ребенку. Недаром существует старая поговорка, что в Лопарской земле снаружи бедно и грязно, зато в недрах ее скрывается чистое золото - мир, которым наслаждаются ее жители. Лопарь переноситвселишения, чтобжитьмирно. Вообщемиролюбие илюбовь к тишине и почти братское участие одного к другому составляют их качества » [Дергачев 1877 (б): 17]. К слову, последнее предложение в данном отрывке принадлежит' уже не М. Кастрену, а В.П. Верещагину, что красноречиво иллюстрирует супь интергексга как своего рода «пространства схождения всевозможных цитаций» [Косиков 2008: 41]. Примерно в те же годы к сравнению характера саамов с ручьем прибегают АЛ. Ефименко и Д Семенов: « Характер Лопаря, по словам Кастрена, вообще тихий, мирный, уступчивый: мир - его счастье, его блаженство. Предание говорит, что в Лопарской земле хотя снаружи все бедно и грязно, зато в недрах ее скрываетя чистое золото: это чиспюе золото — “мир”, обожаемый Лопарями. Они переносят все лшиения, чтобыхотя короткое врем наслаясдаться “миром”; это - первое слово их приветствия и конечная цель га бытия; мирно прожить - больше Лопарь ничего не желает» [Ефименко 1878: 17]; «//о словам Кастрена, характер лапчандцев походит на ручей, воды которого текут так тихо и медленно, что даже трудно заметить их движение. Встретиттакойручей большуюпреграду, он отклоняется в сторону’, но под конецвсеже достигает своей цели. Таков и характер лапландца - покойный, мирный, уступчивый A'fup — еголюбимое слово. Живя посреди негостеприимной, бедной природы, он переносит все трудности своей жизни с невозмутимым спокойствием, и желает только одного , чтобы немешали ему пользоваться тем немногими, что он имеет, чтобы не трогат его старых обычаев, одним словом, чтобы не нарушали его покоя, мира» [Семенов 1864. 76-77]. Описание характера саамов, принадлежащее М. Кастрену, приводят в своих работах этнографы более позднего периода: Н.Н. Харузин, И.Н. Шмаков и другие. Однако к этому времени уже формируются стандарты научного текста, и словаМ. Кастрена оформлены в виде цитаты. Если воспроизведение и пересказ источников направлен на сохранение научного капитала предшественников, то стратегия подрыва реализуется в этнографических работах в виде определенного соперничества и. критической оценки других текстов. Говоря о подрыве чьей-либо научной легитимности 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz