Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
Во второй половине XX в. публикуются обстоятельные труды по саамской этнографии. Большим вкладом в развитие саамоведения стали работы Т.В. Лукьянченко, которая в ходе полевых исследований детально изучила традиционную материальную культуру кольских саамов [Лукьянченко 1971, 1979, 1994]. Обобщающий характер носят исследования этнографии кольских саамов Л.В. Хомич [Хомич 1999] и З.Е. Чернякова [Черняков 1998]. Изучением различных аспектов саамского языка (прежде всего кильдинского диалекта) занимался Г.М. Керт [Керт 1961, 1971, 1988 и др.]. Сейчас исследования в этой области продолжают Г.В. Костина [Костина 2006, 2012], О.Н. Иванищева, В.Б. Бакула [Иванищева, Бакула 2013]. Вопросы освоения и колонизации Кольского Севера освещаются в трудах И.Ф. Ушакова, актора большого количества краеведческих работ о Мурманской области [Ушаков 1997, 1998 и /др.]. Исследованию страхами российского государства в отношении освоения Севера, отношениям между «центром» и «северной окраиной» посвящена монография Г1.В. Федорова [Федоров 2004]. Социальную организацию саамов изучают М.С. Куропятник [Куропятник 1989, 1997, 2005] и М.Г. Кучинский [Кучинский 2008, 2010]. Различные аспекты этнографии кольских саамов изучаются в Центре гуманитарных проблем КНЦ РАН. Круг научных интересов сотрудников ЦГП отражен в публикациях, которые выходят в 2000-х гг. и включают исследования института семьи у кольских саамов [Нация, Разумова 2008; Саморукова 2005], отдельных вопросов материальной культуры рация 2009] и фольклора [Саморукова 2011], проблем социально-экономического положения современных саамов [Виноградова 2006, 2008, 2012; Гуцол, Виноградова, Саморукова 2007], материалов этнографических экспедиций [Художники-участники экспедиций на Крайний Север 2008]. Анализируется ряд этнографических трудов классиков саамоведения [Бодрова 2006, 2007 (а, б), 2008 (а, б); Гуцол, Саморукова 2007; Шабалина, Пация 2005; Шабалина 2007; Шабалина 2008]. Изучением культуры саамов активно занимались зарубежные исследователи середины XX в. [Collinder 1949; Vorren, Manker 1958, 1962]. Среди современных трудов зарубежных авторов несомненный интерес представляет работа Л. Алемана, основанная на материалах устной биографии информаптов-саами, которая была опубликована на немецком языке, а также выложена в свободном доступе в английском переводе в сети Интернет [Allemann 2010]. Некоторые этнографические сведения о жизни современней группы саамов можно почерпнуть из книги М. П. Робинсона и К-A С. Кассама, опубликованной на английском и русском языках [Robinson, Kassam 1998; Робинсон, Кассам 2000]. Отдельный пласт .литературы, посвященной этнографии кольских саамов, занимают автоописания саамской культуры. Центральным трудом в этой области является книга саамской писательницы, создателя Музея саамской литературы и письменности НЛ. Большаковой [Большакова 2005]. Ряд авторов занимается сбором и публикацией саамского фольклора [Медведева 2011; Юрьева 2011]. Е.И. Мечкиной при поддержке КНЦ РАН был издан сборник саамских паремий [Мечкина 2010], в соавторстве с АЕ. Мозалевской - методическое пособие по саамскому рукоделию [Мечкина, Мозолевская 2003; Мозалевская, Мечкина 2008]. Обобщенную характеристику периодов изучения саамов и соответствующих им источников можно найти в обзорных сборниках трудов, посвященных финно-угорским народам [Прибалтийско-финские народы России 2003; Финно-угорский сборник 1982]. Обший историографический обзор дается в различных библиографических указателях [Вошиков 1974-1975; История Архангельского Севера 2001; Памятные книжки губерний 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz