Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

и изложения теории» [Гирц 1997: 194]. Другими словами, очерк в этнографической литературе является не столько конкретным жанром, сколько формой изложения материала Пал ому независимо от характера работы авторы ся[ределяют свои труды как очерки, в том числе Н.Н. Харузин, который характеризует свою монографию как собрание очерков и даст ей название «Русскиелопари. Очерки прошлого и современного быта» [Харузин 1890]. Все перечисленные источники имели большое значение для формирования образа саамов в русской культуре второй половины XIX —начала XX вв. Эш тексты, во-первых, транслируют этнографические характеристики саамсв в массовое сознание, в результате чего выстраивается структура культурного и этнического образа, а во-вторых, в зависимости от своего вида, тем или иным образом репрезентируют особенности рецепции саамской культуры сквозь призму восприятия образованных представителей русского общества. Подобное преломление этнографических понятий и концепций в сознании не профессионала-этнографа, а просто образованного человека какой-либо эпохи само по себе является ценным для этнологических исследований в силу того, что «по этим показателям можно лучше судить о состоянии данной науки в каждый данный момент и о воздействии ее на общественное сознание, чем по взглядам самих деятелей этнографии» [Токарев 1978: 9]. Поэтому при изучении образа саамов в русской культуре научный интерес представляет не только анализ самой его структуры, но и психологические, а также социологические механизмы порождения любого культурного образа в определенную историческую эпоху. * * * В течение XX и в начале XXI вв. исследования этнографических особенностей кольских саамов продолжаются. Специфика трудов современного периода заключается в специализированном изучении отдельных аспектов саамской этнографии. Культуру и традиционные формы хозяйственной организации саамов изучал В.К. Алымов, сыгравший значительную роль в создании Общества изучения Мурманского края [Алымов 1927, 1928, 1930]. В.К. Алымов способствовал проведению Лопарской этнографической экспедиции от Русского географического общества (1927) в составе антрополога Д А Золотарева, этнографа В.В. Чарнолуского, врача Ф.Г. Иванова-Дятлова, издавших по итогам экспедиции ряд знаменательных работ по саамсведению Ролотарев 1927, 1928; Чарнсшуский 1930, 1972; Иванов-Дятлов 1928; Кольский сборник 1930]. Неопубликованными остались очерки по истории саамов В.В. Чарнолуского и сборник саамского фольклора В.К. Алымова [Музей-Архив ЦГТ1КНЦРАН. ОФ 413; Музей-Архив ЦГПКНЦ РАН. НВФ 1101 а]. Обширную коллекцию саамских клейм (около 3000) в 1920-х гг. собрал краевед архивист, художник Я.А. Комшилов. Хотя исследователь не успел обработать всю коллекцию, некоторые результаты его труда были озвучены им в докладе на заседании Мурманского общества краеведения, к которому прилагались изображения 340 тамг [Комшилов 1927]. Кроме того, Я.А. Комшилов выступил в роли собирателя саамского фольклора [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 1078-1088]. Некоторые фольклорные сюжеты были отражены в его карганах [Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН. НВФ 188-284], а также включены в книгу «Саамские сказки» составителя Е.Я. Пация [Саамские сказки 1980]. Многие подробности культуры и быта кольских саамов можно почерпнуть из очерков академика АЕ. Ферсмана, который как по чужим источникам, так и по личным впечатлениям нарисовал своеобразный «этнографический портрет» коренного народа Кольского полу-острова [Ферсман 1958,1968]. В довоенные годы была написана опубликованная только в 1996 г. кандидатская диссертация Н.Н. Волкова, представляющая собой историко-этнографические очерки, написанные по результатам многолетних полевых исследований [Волков 1996] 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz