Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

«Народы русского царства» [Народы русского царства 1901], «Северный край. Иллюстрированный альбом Архангельской хубернии» [Северный край 1914] и пр. Эта издания наряду с словесными описаниями культурно-бытовых особенностей саамов включали в себя разнообразные изображения этой этнической группы: рисунки, 1 равюры, литографии, а затем и фотографии, которые создавали определенный, довольно экзотический, визуальный образ Другого. К этому же тину источников можно отнести изданные впоследствии отдельными книгами лекции В.И. Немировича-Данченко [Немирович-Данченко 1877], Н.Н Харузина [Харузин 1903 (а, б), 1905] В.Н. Харузиной [Харузина 1941], а также библиографические справочники [Библиографический указатель статей и заметок.. 1881, Хронологический указатель материалов... 1861, Труды Архангельского статистического комитета... 1866]. Различные формы доклада, деловые записки, отчеты и прочие жанры официальных документе» также могут служить источниками этнографической информации. Хотя эти тексты содержат отдельные сведения о саамах, все же в первую очередь в них освещаются вопросы, связанные с экономическими, политическими и другими официальными аспектами колонизационного процесса на Севере России. Главным источником данною вида является доклад Г.Ф. Гебеля, который первоначально был опубликован в журнале «Русское судоходство», а затем должен был выйти в составе книги «Наша северо-западная окраина Лапландия», подготовленной к печати, но не изданной в связи со смертью автора [Гебель 1905,1909]. Наконец основными источниками сведений о саамской этнографии являются специализированные собственно этнографические, исторические или антропологические очерки, в которых дается полная этнографическая характеристика или описание отдельных аспектов саамской культуры. К этому виду источников относятся не только этнсярафические описательные, но и научные тексты, представленные в основном в жанрах монографии или диссертации. Большинство источнике®, проанализированных в данной работе, относятся именно к этнографическим очеркам. Среди них могут быть названы следующие труды: описание Архангельской губернии А фон Ношмана [Пошман 1866, 1873], исторические и этнографические очерки В.1Г. Верещагина [Верещагин 1849], географический, исторический и этнографический очерки Н. Дергачева [Дергачев 1877], «Поездка к лопарям» [Келъсиев 1878] и Антропологический очерк лопарей» АИ. Кельсиева (последний сохранился фрагментарно, в виде цитат и пересказов, например, в монографии ILI I. Харузина), исследование А Л Ефименко [Ефименко 1878], сообщение о фольклоре саамов ДН. Островского [Островский 1889], монография НЛ. Харузина «Русские лопари» [Харузин 1890]; очерки В.Н. Харузиной [1902], Н А Александрова [Александров 1897], АС. Розанова [Розанов 1903], медицинская диссертация И.Н. Шмакова, включающая этнографическое и медико-атропологическое исследование [Шмаков 1909], этнографические очерки В.Н. Львова [Львов 1916]. Этнографические очерки по многим признакам сближаются с другими видами источников, однако отличаются от прочих более высоким, профессиональным уровнем исследования. Так, первая часть «Поездки к лопарям» А.И. Кельсиева («Дневники в письмах к А.П. Богданову») соответствует всем параметрам путевого очерка, тогда как вторая и третья части источника являются профессиональными докладами, представляющими собой отчеты Комитету по устройству антропологической выставки, которые содержат этнографические и антропологические результаты исследования. Независимо от интенций и профессиональней принадлежности авторш этнографическей литературы их произведения имеют очерковую форму, так как этого зачастую требует сама традиция этнографического списания. Очерк (или его европейский вариант эссе) становится «наибеэтее подходящим жанром для интерпретаций культуры 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz