Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

И.Н. Шмаков составил не только первый библиографический указатель литературы о саамах, но и выступил в рати автора многих статей о медицинском состоянии саамского населения. В отличие от большинства друпга исследователь Шмаков понимал саамский язык а не пользовался услугами переводчика во время контакте» с информантами. Много материалов, посвященных отдельным вопросам этнографии саамов, выходит в свег в местной печати, главным образом, в «Архангельских 1 убернских ведомостях» и «Известиях Архангельского общества изучения Русского Севера». Поддержку в этнографических исследованиях оказывали местные научные общества: Архангельский губернский статистический комитет, по поручению которого Н. Дергачев составил свой обзор о Кольском Севере, содержавший извлеченные из других источников сведения о природе, истории и культуре края; Комитет для помоши поморам Русского Севера, членом которого являлся АС. Розонов; Архангельское общество изучения Русского Севера, секретарем которого был Г.Ф. Гебель. Ряд этнографов описывали объект- своего изучения по чужим источникам. Хотя такие авторы не оставили личных наблюдений и уникальных данных, их взгляд на культурную специфику саамов все же представляет большой интерес, так как помогает проследить развитое стереотипов восприятия и транамции культурных особенностей этого этноса, К числу таких компиляторов относятся преподаватель географии, публицист Н.А Александров, профессор, автор популярных книг для детей В.Н. Львов, историки А.А Кизевеггер, Е.К. Огородников, К. Спасский, АП. Щапов, Д Д Семенов. Этнографическая литература о саамах отличается большим жанровым разнообразием. Иногда один и тот же текст демонстрирует черты разных жанров, что затрудняет его точную классификацию. При этом нередко один и тот же исследователь может являться автором нескольких источников. Самым беллетризованным жанром являются путевые очерки, к которым можно отнести записки и письма М.А. Кастрена [Кастрен 1860 (а, б)], С.В. Максимова [Максимов 1890], В.И. Немировича-Данченко [Немирович-Данченко 1903], А.В. Елисеева [Елисеев 1915], С.Н. Дурылина [Дурылин 1913], [Пришвин 1982], Д.Н. Бухарова [Бухаров 1885], В.Н. Харузиной [Харузина 1890], геолога Н.В. Кудрявцева [Кудрявцев 1884], А.П. Энгельгардта [Энгельгардт 1897]. Значительная часть источников относится к центральной и местной периодике. Среди них могут быть названы статьи Ф.И. Антонова [Антонов 1852], Г.К. Терентьева [Терентьев 1872, 1873, 1877], К.П. Щеколдина [Щекслдин 1890], Н.Н. Харузина [Харузин 1889,1898], И.Н. Шмакова [Шмаков 1904,1908] и др. Некоторые из этих статей вошли впоследствии в отдельные книги авторов, как это произошло, например, с работами Н. Дергачева и Г.Ф. Гебеля. Самыми важными текстами для распространения в массовом сознании готовых культурных образов и стереотипов, формирующихся в других типах источников, являются справочно-энциклопедические издания или этнографические сборники («Огечествоведение», «Живописная Россия» и др. [Семенов 1879; Живописная Россия 1881]). Составители подобных текстов позиционируют их как «популярные сборники, где собрано изложенное простым и общедоступным языком списание возможно большего количества населяющих нашу страну племен и народов», и видят свою задачу в «возможно полном ознакомлении читателя с многочисленным, разноплеменным и разнохарактерным составом населения Русского Государства» [Львович 1901: 3]. К числу таких источников относятся иллюстрированные этнографические издания «Этнографическое описание народов России» [Паули 1862], «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» [Георги 1776], «Русские народы» [Русские народы 1894], 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz