Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

На Кольском полуострове часто оказывались писатели. Как правило, сии направлялись туда научными обществами с определенным поручением по изучению и описанию саамской культуры. К числу таких авторов, прославившихся своими этнографическими сочинениями, относятся С.В. Максимов, принявший участие в «литературной экспедиции» 1856 г. ог Географического общества; М.М. Пришвин, получивший в 1907 г. задание от того же ГО описать жизнь поморов; С.Н. Дурылин, приехавший на Север в 1911 г. по поручению Московского археологического института; В.Н. Харузина, командированная вместе с братом Н.Н. Харузиным летом 1887 г. Императорским обществом любителей естествознания, апгрополопии и этнографии. Несмотря на различный характер научных организаций, командирующих исследователей для этнографическою изучения саамов, их объединяют две общие задачи, которые ши ставят перед своими агентами: 1) изучить культурное состояние автохтонною населения Кольского полуострова; 2) обосновать необходимость дальнейшей колонизации Севера и создать для него почву. Даже такой «маргинальный» автор, как писатель В.И. Нширович-Данченко, брат знаменитого режиссера, не пользующийся поддержкой никаких официальных учреждений и оказавшийся на Кольском полуострове в результате ссылки, несмотря на критику государственного устройства, демонстрирует в своих работах те же колониальные интенции, определяющие его интерес к саамской этнографии. Проправительственных взглядов придерживается естествоиспытатель и изобретатель А.П. фон Пошман, оказавшийся в Архангельске в начале XIX в. по заданию Павла 1 для проведения опьпов по засолке рыбы. Несмотря на попытку представить в своих трудах Архангельскую губернию не только с экономических, но и с культурно-исторических позиций, автор прямо заявляет во вступлении, что он «старался отделить полезное ог вредного» [Пошман 1866: V], способствуя тем самым формированию у читательской публики «правильных» взглядов на значение Архангельской губернии для государства. Среди местных авторов саамской этнографии первым упоминает саамов М.В. Ломоносов, который дает им краткую характеристику в своих замечаниях на сочинение Вольтера «История Российской империи при Петре Великом» [Вольтер 1809]. Не соглашаясь с тем, что «лопари цветом красно-буры», Ломоносов пишет следующее: «Лопари отнюдь не черны и с финнами одного поколения, равно как и с корелами и со многими сибирскими народами. Язык имеют одного происхождения и разнятся друг от друга, как немецкий от датского и шведского или итальянский от французского, а отличаются лопари только скудностию возраста и слабостию сил, затем что мясо и хлеб едят редко, питаясь одною почти рыбою» [Ломоносов 1952: 361-362]. Из других известных авторов, проживавших в Архангельской губернии, следует' назвать исследовательницу обычного права у саамов АЛ. Ефименко, жену ссыльного этнографа П. П. Ефименко; учителей B.I1. Верещагина и Н. Дергачева, авторов крупных обзорных трудов; священников Г.К. Терентьева и КП. Щеколдина, оставивших сведения по этнографии, хозяйственным особенностям, фольклору саамов; вице-губернатора ДН. Островского. Губернатору Архангельской губернии АП. Энгатьгардгу принадлежат путевые записки, в которых он осветил свое видение саамской культуры и отчасти их этнографии. В оппозиции к приезжим исследователям выступает Г.Ф. Гебель, секретарь Архангельского общества изучения Русского Севера, сам приезжий рыбопромышленник, оставшийся на Кольском полуострове после участия в экспедиции на Мурман и считающий себя меспгым экспертом в области социально-экономических отношений. Свой вклад в изучение саамской этнографии внесли чиновники АА. Мухин, К.В. Козмин, ДН. Бухаров (дипломат, друг Г.Ф. Гебеля), АС. Розонов. Сын местного священника, врач 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz