Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
Надо сказать, что далеко не все авторы этнографических описаний кольских саамов лично побывали на Кольском полуострове. Тех, кто имел опыт личного общения с представителями этой этнической группы, можно подразделить на приезжих исследователей, с одной стороны, и местных жителей, с другой. Довольно сложно дать терминологически точное обозначение статуса, который занимают приезжие авторы: кого из них можно считать ученым, и попадает ли он в разряд этнографов, а кого следует называть просто путешествеггником. Вероятно, критериями подобного разделения могут служить как профессиональная принадлежность, так и задачи и интенции, сопровождающие работу исследователя. В профессиональном ошошении «настоящим» этнографом, вероятно, является только Н.Н. Харузин, имеющий соответствующее образование и ведущий преполдватсльско-научную деятельность в области этнографии. Не этнографическое, но гуманитарное образование было у студента Московского Археологического института С.Н. Дурылина, защищавшегося по иконографии. Не гуманитарное образование имели медики: антрополог А.И. Кельсиев и будущий литератор С.В. Максимов, диплом инженера-землеусгроитсля на агрономическом отделении Лейпцигского университета получил известный всем гшсатеугь-путешествснгшк М.М. Пришвин. Врачом бьш и знаменитый путешественник-антрополог А.В. Еггисеев, который посетил Кольский полуостров в 1882 г. и оставил подробное этнографическое и антропологическое описание саамов, правда, финских. Автор выдающихся материалов но музыке и религии саамов В.Ю. Визе являлся студентом естественнонаучной спеггиальности физико-математического факультета, как и собиратель саамского фольклора и музейной коллекции АЛ. Ященко. Для кого-то из этих путешественников этнография стала основггьгм занятием, для других лишь сопутствовала основной сфере научней деятельности. Отдельно следует оговорить вклад АИ. Кельсиева, который в рамках подготовки к Антропологической выставке (1879 г.) в 1877 г. совершил поездку на Кольский полуостров, из которой в числе прочих достижений привез богатую этнографическую коллекцию и антропологические маски-слепки. Впоследствии коллекции Кельсиева были переданы Политехническому музею, а его антропологические маски и предметы одежды саамов были использованы при изготовлении манекене», ставших не только экспонатами на выставке, но и использованных в качестве иллюстраций к этнографическим альбомам [Народы России 1880; Русские народа 1894] и к трудам В.Н. и Н.Н. Харузиных [Харузина 1902; Харузин 1890]. Таким образом, деятельность А.И. Кельсиева способствовала гге только распространению данных об антропологических особенностях кольских саамов, но и формированию их визуального образа в русской культуре второй половины XIX в. Невозможно обойти вниманием деятельность финского ученого-языковеда, будущего профессора филологии М.А. Кастрена, который в 1841 г. совершает путешествие в русскую Лапландию. Первоначально Кастрен оказался в Лапландии благодаря Элиасу Леннроту и отчасти на его средства, затем Академия наук пригласила его совершить экспедицию в Сибирь, и в ожидании этой поездки исследователь на некоторое время задержался на Кольском полуострове. Записи ученого были опубликованы в России сначала «Этнографическим сборником РГО» [Кастрен 1858], а затем отдельным изданием [Кастрен 1860 (а,б)]. Несмотря на то что работы Кастрена весьма условно относятся к русской литературе, в силу их популярности и частой цитируемости в российской научной среде мы рассматриваем их в числе русских этнографических текстов, посвященных изуче нию саамов. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz