Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
Знакомство европейцев с этнической группой саамов начинается с самых древних времен, когда появляются первые сведения об этом народе. Этнографическую информацию о саамах можно обнаружить уже в трудах античных и средневековых авторов: римского историка Тацита (I-П вв. до н.э.), византийского писателя Прокопия Кессарийского (VI в.), датского хрониста Саксона Грамматика (XH-XIII вв.). Главней особенностью ранних этнографических описаний саамов является их фрагментарность и низкая степень верифицируемое™. В отечественных источниках сведения о саамах появляются с ХШ в., чю связано с проникновением новгородских дружин и сборщиков дани на Кольский Север. На раннем этапе, в текстах XIII-XVII вв., мы находим не столько описание, сколько упоминание саамов, проживающих в русской части Лапландии - на Кольском полуострове. Основными источниками этого периода становятся летописи, различные акты, «жалованные грамогы», дающие право монастырям и погостам на владение в Лапландки отдельными территориями, писцовые книги, челобитные местных жителей и другие деловые документы [Щербачев 1893, Жуков 2004]. В XVIII в., в связи с созданием в 1724 г. Санкт-Петербургской академии наук, начинается новый этап в истории изучения саамов Кольского полуострова. С этого времени предпринимаются исследовательские экспедиции в удаленные территории России, в том числе проходит академическая экспедиция под руководством академика И.И. Лепехина при участии его ученика Н.Я. Озерецковского. Возрастает интерес к коренным народам Крайнего Севера и Сибири, имеющий поначалу лишь практический характер и отражающий экономические и колонизационные потребности Российской империи. Самым интересным периодом в развитии саамской этнографии является вторая половина XIX - начало XX вв., когда в отечественной культуре, во многом благодаря этнографической литературе, транслирующей читателям культурную информацию о саамах, окончательно сформировался образ автохтонных жителей Кольского Севера. Параллельно с развитием этнографии начинает оформляться особый вид литературы, которую принято называть этнографической. Само понятие этого литературного вида неразрывно связано с путешествием, к тому же изначально изучение народов России было обусловлено исследовательскими экспедициями и деловыми поездками. Можно сказать, что основным содержанием этнографической литературы становится изображение путешествия по определенной территории, в котором сочетаются географические, геологические, исторические, этнографические и лингвистические сведения. В силу того что формирование этнографии в России только начинается, главной особенностью этнографической литературы данного периода является ее непрофессиональный характер. Изучение народов Севера и Сибири осуществляется, главным образом, трудами «непрофильных» ученых [Бурыкин 2002: 6]. Основным принципом и методом исследования в их трудах является описание. Другой особенностью этих источников становится появление фигуры автора, который выступает в качестве субъекта описания культурных особенностей саамов. С активной ролью автора связан наиболее распространенный жанр этнографической литературы - очерк. Очерковую форму имеют большинство этнографических текстов независимо от того, относятся они к беллетристике, научной литературе или периодическим изданиям. Обзор этнографических источников 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz