Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
Литературный жанр очерка наилучшим образом отвечает этнографическому метод)7включенного наблюдения, который может рассматриваться как некая разновидность монографического метода «анализ случая». В путевом очерке в качестве такого «случая» выступает культура другой социальной или этнической группы, которая получает детальное описание и характеристику в широком социальном и культурном контексте, включая все аспекты человеческого существования [Forgensen 1989: 19-20]. Анализ случая может включать в себя различные социологические методы: интервьюирование, включенное наблюдение, анализ личных документов, литературных источников, объединенных задачей максимально полно исследовать данный «случай» [Девятко 2003:28]. Жанр очерка характерен не только для отечественной письменной традиции, но и для зарубежной этнографии, где он определяется как жанр эссе [Гирц 1997: 194]. Жанрообразующим признаком для произведений такого рода является субъективное авторское начало, выстраивающее описательно-повествовательную структуру. Очевидно, в этом и заключается основное отличие языка этнографической литературы от научного стиля с его жесткими нормами изложения материала и предельным устранением субъекта исследования. Эптографическая литература направлена на создание образа друг ой культурной гругаты, а значит на коммуникативный процесс, который невозможен без субъектов коммуникации. Поэтому очерк становится для этнографического описания идеальной формой, которую принимают и другие жанры, входящие в состав этого вида литературы: монография, статья, официальное письмо, отчет и т.д. Очерковая форма обусловливает определенную структуру этнофафических текстов независимо от их жанровой принадлежности. В эту структуру помимо объекта исследования (культурной специфики некоторого сообщества) входят такие обязательные составляющие, как адресант информации (обозначающийся в литературоведении как образ автора) и адресат (образ читателя). У жанра путевого очерка, повествующего о некотором состоявшемся путешествии и знакомстве с какой-либо культурной группой, может также представлять интерес анализ особенностей композиции. Коммуггикагивная модель текста помогает прояснить не только функциональные особенности этнографической литературы, но и взаимодействие автора и читателя, которые соответственно являются отравителем и получателем этнсярафической информации. При этом схема P.O. Якобсона подвергается некоторой трансформации [Сурво 2008]. В этнографическом тексте тип коммуникации «адресант-адресаг» преобразуется в автокоммуникацию «адресант-адресант 1», так как исследователь сначала является адресатом информации, затем, обобщая и перекодируя ее, превращается в адресанта, обрашдя перерабогаштую информацию к пассивной читательской аудитории [Там же: 118]. Таким образом, можно говорить о том, что в этнографической литературе присутствуют как минимум три субъекта коммуникации: 1) некоторая культурная группа, которая является первичным отправителем «живой», незакодированней этнсярафической информации; 2) исследователь, являющийся активным получателем и отправителем этой информации, который интерпретирует и перекодирует ее в соответствии с системой своих культурных, научных и социальных представлений о данной группе; 3) читатель, пассив 1 тый получатель конечного информационного продукта. На этапе передачи информации от автора к читателю можно было бы отметить еще один возможный субъект этнографической коммуникации —научно-справочную и учебную литературу. Этнографический материал представлен в ней в виде своеобразней обоощенней компиляции, в которой фигура исследователя и субъективный процесс интерпретации данных остаются за ее рамками. С одной стороны, в литературе такого рода соблюдаются все нормативные требования к «научному» способу изложения информации. С другой стороны, она функционирует 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz