Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

соответствующую какой-либо культурной сфере, то в зависимости от референта текста именно эта функция будет обусловливать вид литературы. Референтивная функция сглаживает внешние различия между этнографической и научной литературой, так как оказывается преобладающей в тех и других текстах и определяет их содержание. Можно сказать, что она проявляется на уровне информации. Как научные, так и этнографические тексты имеют установку на познание и просвещение массового читателя, поэтому референтивную функцию в некотором смысле можно рассматривать также как когнитивную, образовательную и просветительскую. Помимо референтивной функции значимыми для эпгографической литературы являются эмотивная и конативная функции, которые присутствуют в научной литературе в гораздо меньшей степени и не так отчетливо в ней проявляются. Эмотивная и конативная функции направлены, главным образом, на выражение отношения автора к описываемой им культуре и на формирование определенных представлений об этой культуре у читательской аудитории, то есть относятся к уровню социального взаимодействия. Конативная функция обеспечивает эмоциональное воздействие на получателя этнографической информации и объясняет присутствие в текстах элементов публицистического стиля. Наконец, на уровне текста в отдельных источниках реализуется эстетическая функция, слабо выраженная в научной литературе. Эстетическая функция обусловливает беллетристические черты в этнографической литературе. Они в особенности проявляются в жанре путевого очерка: как в структуре, так и в языке текстов. Большинство этнографических текстов написаны в жанре путевого очерка, поэтому под этнографической литературой обычно понимают жанр описания путешествия по исследуемой территории с сопутствующим изображением некоторых этнографических реалий. Однако правильнее рассматривать этнографическую литературу не как некий конкретный жанр, а как специфический литературный вид - категориальное понятие, объединяющее различные жанровые единицы. При этом ключевым моментом для этнографической литературы действительно становится путешествие - реальное или метафорическое. Путевой очерк является разновидностью «документального» (или «публицистического») очерка который воспроизводит характерные факты и явления в том виде, в каком они существуют в самой действительности [Краткая литературная энциклопедия 1971:73]. Основная функция документального очерка заключается в том, чтобы в качестве образной информации и иллюстрации познакомить читателя с новыми для общественного сознания или литературы темами и проблемами. Понятно, что чем более эмоциональной будет информация, донесенная до чшягеля, тем более успешно произойдет ее рецепция. Этому способствует не только эмоционально окрашенный публицистический стиль очерка, но и отбор наиболее ярких фактов. По замечанию советских исследователей очерковой литературы, «в документе нуждаются тогда, когда факт невероятнее вымысла» [Янская, Кардан 1980:7]. В случае путевого очерка задача автора заключается в том, чтобы представить этнографические особенности (быт, нравы, общественное и хозяйственное устройство, религиозное состояние и пр.) некоторого культурного сообщества, а эмоциональные описания тягот путешествия, экзотичности другой культуры, актуальности ее изучения делают этнографические данные иллюстративными и «насыщенными». Документальный очерк имеет обширные информативные и популяризаторские возможности. Можно сказать, что документальная литература - это «литература, популяризирующая научные достижения», поэтому между научно-популярней и документальной литературой нет такой высокой стеньг, как это может показаться на первый взгляд [Тамже: 12]. 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz