Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

этнографических практик состоит в том, что наблюдение и фиксация этнографических данных осуществлялись людьми, слабо ориентирующимися в области социальной антропологии и этнологии, а собранные фаюы изучались затем уже антропологами, обычно не имевшими возможное™ самостоятельно заниматься этнографическими наблюдениями [Радклиф-Браун 1997:627]. Другие исследователи, в том числе Л. Уайт, считают, что дихотомия история / наука некорректна и история является одним из процессов «онаучивания» [Уайт 1997: 583]. К. Гирц настаивает на том, что этнографию следует считать наукой, особенность которой заключается в том, что ее теория в большей степени приближена к «почве», чем это бывает в науках, где шире применяется абстрактный подход [Гирц 1997: 193]. В этнографии теоретические обобщения «столь невысоко поднимаются над ишерпретациями, что вдали от них они теряют смысл и лишаются всякого интереса» [Там же: 194]. Гирц признает, что существуют сомнения в объективном статусе антрополиического знания и в тем, что его источником служит не социальная реальность, а фатазия ученого. Однако проблема верификации решается тем, что перед этнографическими источниками не стоит задачи представить верифицируемое знание. Степень их убедительности измеряется «силой научного воображения, открывающего нам жизнь чужого народа» [Там же: 185]. По мнению Гирца, «этнографическое описание представляет интерес не способностью ученого нахвататься фактов в дальних странах и привезти их домой, как маску или статуэтку, но его умением прояснть, что же происходит в этих отдаленных местах, помочь разгадать загадку: что за люди там живу!? - загадку, которую естественным образом порождают диковинные факты, выхваченные из контекста» ['Гамже]. Видимая «ненаучность» этнографической литературы объясняется тем, что научные тексты из-за размывания границ между' социальными и гуманитарными науками стали все более напоминать художественные произведения с их определенной нарративностыо и беллегризированным изложением материала. Ярская-Смирнова отмечает, что научный стиль утратил свою строгость и нашел выражение в беллетристическихжанрах трактата и эссе, которые заменили научныежанры монографии и статьи [Ярская-Смирнова 2004: 63]. В отношении этнографической литературы моясно сказать, что эссе, которому соответствует отечественный жанр очерка, стал «наиболее подходящим жанр ом для интерпретаций культуры и изложения теории» [Гирц 1997:194]. Подобные споры о том, что считать наукой, сопутствовали пересмотру позитивистской парадигмы, когда возникали сомнения, считать ли науками вообще все гуманитарные и социальные дисциплины с их спецификой, не вписывающейся в систему точных и естественных наук Точно так же этнография обладает собственной спецификой, приближающей ее к изобразительной и гуманитарной сфере, что не опровергает ее когнитивные возможности. Стирание границ между различными областями знания становится признаком современной научной парадигмы. Особенность этнографии вытекает- из постоянного колебания наук об обществе между полюсом естественных наук и полюсом художественной литературы. «Литературность» этнографии, которая и смушает многих исследователей, обусловлена не ее видимей близостью к художественной литературе, а связью с литературой как письменной культурой в целом. Сама история, в систему которой входит этнография, неразрывно связана с письменностью: это то, что можно «рассказать или описать, воспроизвести во вненаглядносги, неизобразительносга письма, в акте писания» [Дубин 2001: 107-108]. Эго определение характеризует и понятие этнографии, которая, согласно Гирцу, является ничем иным как «насыщенным описанием». [Гирц 1997:178]. Известно, что письменные источники вообще имеют огромное значение для исторических наук, в том числе для этнологии. По мнению Фуко, история - это «всего лишь только инструмент, с помощью которого обретает 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz