Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Для современных исторических наук понятие источника является ключевым. Современные гуманитарные исследования требуют междисциплинарного подхода и системного изучения источников как продуктов культуры, «созданных в процессе человеческой деятельности и отразивших в себе социальные, психологические, эколого-reoiрафические, коммуникационно-информациошгыс, управленческие и другие аспекты развития общества и личности, власти и права, нравственности, мотивов и стереотипов человеческого поведения» [Источниковедение 1998: 26-27]. Таким образом, социологический и филологический анализ этнографических текстов должны сопровождаться источниковедческими методами. Этнографическая литература как свод источников является примером того, что с помощью текста опосредованным образом может осуществляться общение между отдельными людьми или группами, и в этом смысле она является средством межэтнической коммуникации. Понятие этнографической литературы Этнографическая литература представляет собой сложный феномен и открывает обширное поле для гуманитарных исследований. Ее расположение на стыке различных гуманитарных и некоторых других отраслей знания: литературоведения, этнографии, истории, географии и пр., требующее междисциплинарного подхода, может вызывать сомнения в том, что правомерно рассматривать ее как объект современного этнологического исследования. До сих пор не было разработано четкого определения эттграфической литературы, поэтому представляется важным попытаться раскрыть сущность и понятие этого особого литературного вида, чтобы, во-первых, расширить границы понятийного аппарата в гуманитарной сфере, во-вторых, доказать правомерность изучения этнографической литературы в рамках этнологической проблематики, в-третьих, обосновать выбор источников, послуживших материалом для исследования. Сложности в определении понятия этнографической литературы и, как следствие, ее отнесения к какой-либо научной сфере сопровождэюгся терминологической путаницей и отсутствием точных формулировок Уточнение содержания данною понятия связано с двумя проблемными областями: с определением места этнографии в системе научного знания, а также с типологией видов и жанров литературы. На наш взгляд, этнографическая литература должна рассматриваться как особый литературный вид несущий в себе этнографическую специфику, а этнологическое исследование должно сопровождаться филологическим анализом. Сегодня, когда границы между7социальными и гуманитарными науками все больше стираются, использование методологии «чужих» дисциплин является не просто правомерным, а часто необходимым. Так, обоснованность филологического подхода к интерпретации исторических и этнографических тексте» убедительно доказывают представители «микроисгорического» направления, например, К. Гинзбург [Гинзбург 2004], а использование социологического подхода к изучению литературных явлений создало самостоятельную область научного знания, что демонстрируют работы Б.В. Дубина, Л.Д Гудкова [Гудке», Дубин 1994; Дубин 2001]. Проанализировав употребление понятия «этнография», Е.Р. Ярская-Смирнова предлагает трактовать его в трех смыслах: как дисциплину, жанр и метод [Ярская-Смирнова 2004: 54]. На наш взгляд, этот подход заслуживает внимания, так как подобное разграничение во многих случаях действительно помогает избежать недопонимания. Все три значения понятия «этнография» связаны между собой метонимическими отношениями и взаимообусловлены. Эптография как научная дисциплина занимается исследованием культуры с помощью этнографических методов, плавным образом, метода включенного наблюдения, а этнографическая литература (которую Ярская-Смирнова называет жанром) является одним из способов отражения 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz