Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
Т’ллбл 2 ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ПОСРЕДНИК МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Я терпеть не могу путешествия и путешественников <... > Тем не менее этотжанр повествования всегда встречает неизменно доброжелательное отношение, чтодляменя остается загадкой. Клод Леви-Стросс. Печальные тропики Проблемы теории, подходы и методы Этнографическая литература является одним из основных факторов, повлиявших на формирование многих этнических образов в русской культуре. В определенном смысле развитие отечественной этнографии, этнографической литературы и появление конкретных этнических образов являются параллельными, взаимообусловленными процессами: этнологическая наука так или иначе выстраивается вокруг понятия этнического образа, а этнографическая литература является основной формой хранения и трансляции этнографической информации о культурных особенностях описываемой группы. Этнографическая литература - это сложная структура, требующая особого подхода, сочетающего исследования на историческом, политическом, социальном, текстовом уровнях Для описания структуры этого литературного вида можно воспользоваться аналитической моделью П. Бурдье, включающей три операции: 1) анализ позиции литературного поля внутри поля власти, к катером}' оно относится; 2) анализ внутренней структуры литературного поля, подчиняющегося своим собственным законам функционирования и трансформации: 3) анализ становления диспозиций этапов [Бурдье 2005:369]. В ходе первой операции необходимо проанализировать положение и особенности функционирования этнографической литературы в системе знания о культурах собственного народа и других этнических групп. В соответствии с терминологическим аппаратом Бурдье, этно 1 рафическую литературу можно рассматривать как некоторое микропале, функционирующее внутри научного этнологического макрополя. Определяющей для взаимоотношений этнологии и этнографической литературы является роль последней в качестве одного из субъектов межэтнической коммуникации. Из-за маргинального положения этнографической литературы по отношению к официальной науке и литературе, ее значение для процесса межэтнического общения долгое время было недостаточно оценено. В XIX в., с одной стороны, она отделялась как от «чистой этнографии», так и от «чистого искусства» [Пынин 1891: 73], с другой стороны, считалось, что этнографическая литература является не более чем «обширным отделом русской беллетристики» [Гам же] и имеет для этнографии лишь косвенное значение, заключающееся в расширении «области народной стихии в литературном языке» [Гам же: 73-74]. В действительности, цель этнографической литературы, как и этнографии в целом, гораздо масштабнее и заключается не только в развитии литературного языка, но и в поисках «общего языка» для представителей различных культурных групп, что способствует «расширению границ человеческого дискурса» [Гирц 1997: 182]. Описывая культурные особенности некоторой группы, этнографическая литература передает их читательской аудитории и тем самым участвует в формировании в массовом сознании этнических образов, которые облегчают процесс коммуникации с представителями другогонарода. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz