Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
Вокруг тематического ядра этнического образа в результате процесса типизации выстраивается тематическое поле, обусловливающее способ восприятия познаваемой культуры со стороны представителя культуры-реципиента, находящегося «во власти типизаций своего общества» [Абеггьс 1999: 90]. Влияние смысловых связей тематического поля на формирование ядра этнического образа часто бывает довольно скрытым, однако во многом определяет его основные черты. Анализ структуры образа позволяет выявить его субъективную составляющую и лишний раз подтверждает тот факт, что коммуникация часто происходит не как трансляция информации и манифестация намерения, а как демонстрация смыслов, отнюдь необязательно предназначенных для распознавания и интерпретации реципиентом [Макаров 2003:38]. В силу' высокой степени обобщения, стереотипизации и субъективной составляющей любому этническому образу свойственны определенные иллюзорность и субъективность [Чугров 1993: 42]. Выявление реальных национально-этнических особенностей часто затруднено, так как при стереогипизированном восприятии другого народа объективное подменяется субъективным, а реальное — фантастическим. [Тадгаев 2001: 83]. Несмотря на то что национальные стереотипы формируются на основе определенных реалий, сами реалии при этом усваиваются некритически, эмоционально окрашиваются и мифологизируются [Т адгаев 2001: 88]. Стереотипы могут в определенной степени выражать качества действительно ггрисушие данному этносу, однако часто их гиперболизируют [Тадгаев 2001: 83], что объясняется лак ггазьтваемьгм этноцентризмом, который «ищет отличительные признаки субъективным образом» [Сервье 2004: 12]. В частности, этноцентризм представителей европейской цивилизаггци определяет отношение к культурам традигтиоггного типа как «варварским», «отстальгм». Этографичсские оггисания автохгошгьгх народов не обязательно негативно окрашены, однако в любом случае являются субъективными. Например, нации, находящиеся на высоком уровне экономического развитая, подчеркивают у себя такие качества как ум, деловитость, предприимчивость, тогда как в ошошении наций с более отсталой экономикой выделяют доброту, сердечность, гостеприимство [Маслова 2004: 109]. При изучении аборигенов Российской Империи ученые часто подчеркивали их положительные качества многие из которых облегчали процесс коммуникации между культурами: безукоризненную честность, физическую выносливость, отзывчивость, смелость, добродушие, гостеприимство [Шульгина 1989:179]. В отечественной этнологии существуют попытки с философских, социальных и исторических позиции обосновать нагшонально-расовые предрассудки и мифы [Лурье 1997; Оганджанян 1989, Соколовский 2001, Тадгаев 2001 и др.]. На создание этнических образов воздействуют многие факторы. Так, образы могут формироваться в зависимости от межнациональных и межэтнических отношений [Тадгаев 2001], зависеть от степени удовлетворенности сопиальных потребностей [Оганджанян 1989] и т.д. Условггый субъективный характер этнических образов лишний роз свидетельствует о том, что «разговоры и размышления о «Других», как давно установлено, гораздо больше сообщают о «нас», нежели о «них», являясь, по существу проекцией коллективного Я на непознанное социальное окружение» [Соколовский 2001: 41]. Этнограф, оггисьгваюгции чужую культуру, оказывается в ситуации эксперта, который, занимая позицию «наблюдателя», конструирует «наблюдаемое», то есть «в акте наблюдения наблюдает самого себя» [Кардинская 2005: 112] 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz