Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Этнический образ может выражать представления как о собственной группе, так и о других народах, что находит отражение в тггра- и экстраобразах [Чеснов 1998: 119], которым соответствуют авто- и гетеростереотипы [Тадгаев 2001: 90]. В межкультурных контактах создаются и функционируют', главным образом, экстраобразы - коллективные обобщенные представления о членах другого этноса. Понятно, что носителями тех или иных особенностей не обязательно выступают все представители данного этноса. Отдельные черты, присущие его некоторой части, стереогипизируются и распространяются на всех его представителей [Т адгаев 2001: 88]. Подобное обобщение приводит к некоторой схематичности и условности образа, отягощенного к тому же эмоционально-оценочной коннотацией. В процессе межэтнического противопоставления действует следующая тенденция: культурные различия между своей и чужой группами преувеличиваются, а различия внутри этноса минимализируются [Буторин 2005: 50]. При этом представления народов об окружающем мире и друг о друге, будучи феноменами массовою сознания, демонстрируют неодинаковое, подчас полярно различное восприятие одних и тех же явлений действительности [Чугров 1993: 42]. Как правило, все харак 1 сристики интраобраза наделяются знаком плюс, а характеристики эксграобраза знаком минус [Чеснов 1998:119]. Этнический образ, как и любой другой образ, - это сложное явление, возникающее как результат запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве духовной или физической воспринимающей формации [Культурология: 322]. Представляя собой претворение объектов «первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму», образ являет собой целостность, состоящую, с одной стороны, из чувственно воспринимаемой «оболочки», изобразительной, или иконической, стороны, и, с другой стороны, содержания, включающего идейный и эмоциональный аспекты [Культурология: 323]. Из взаимодействия этих компонентов возникает смысл образа, который выступает в качестве знака как носитель значения и генератор смысла. Этический образ, являясь «предметом сознания» [Бергер, Лукман 1995], обладает сложной структурой, в которой можно выделить тематическое ядро - то, на что актуально направлено сознание, и тематическое поле - смысловые связи, в которых сознание воспроизводит феномен в качестве типичного [Абельс 1999: 79]. Тематическое ядро образует все, что имеет отношение к физическим и ментальным характеристикам этнической или культурней группы. В него входят такие основные компоненты, как внешний облик, нрав и представления об этнической территории. Внешний вид имеет огромное значение для процесса коммуникации, выступая своего рода фактором первого впечатления, так как образ партера, который начинает формироваться при знакомстве, становится «регулятором последующего поведения» [Садохин 2004: 186]. Внешний облик воплощен в представлении о физическом типе представителя данного этноса [Чеснов 1998: 120]. В описаниях внешнего облика отражаются представления о специфическом индивидуальном поведении, «нраве», под которым понимается характер ограничения своевольных импульсов личности [Гам же: 128]. В явном или скрытом виде в этническом образе также выражаются представления о территории, поэтому он одновременно персонифицирует народ и страну [Там же: 119-120]. Так как содержание этнического образа подается через его чувственно воспринимаемую ферму, то при его исследовании следует учитывать способы построения его «телесности», в которой претворяются пространственно-временные, соматические и вещественные факторы [Тамже: 120-122]. М урманская государственная областная универсальная научная библиотека

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz