Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
действительное™, то по принципу «свой» / «чужой» осуществляется формирование механизма определения себя и своего места в мире [Чапля 2000: 7]. Через тождество и различие «человек, в конечном счете, обретает себя самого» [Шипилов 2004:175]. Процесс сопоставления двух культур осуществляется путем выделения черт другого этноса через соотношение с собственными этническими чертами. При этом установление межэтнических различий носит субъективный характер и часто оказывается преувеличенным. Элементы сопоставления, как правило, приобретают значение сигналов ценностного характера [Буторин 2005: 50]. Наблюдатель обращает внимание, прежде всего, на то, что его эмоционально поражает, поэтому предметом сопоставления становятся чаще всего группы, обладающие абсолютно несхожим типом культуры [Широкогоров 2001: 100J. При этом за положительный эталон принимаются собственные культурные образцы, так как «наблюдатель исходит из того, что истинная, настоящая, наилучшая жизнь есть та, которой он живет, а все отличное от нее есть ненастоящее, варварское» [Широкогоров 2001: 100]. В результате этнологической рефлексии возникают обобщенные, стереотипные представления о системе этнокультурных свойств народа. Можно выделить две единицы, служащие важным механизмом «памяти этнической культуры» [Швед 2001: 86], которыми оперирует массовое сознание: образы и стереотипы [Чугров 1993: 42]. Иногда в этнологии термины «стереотип» и «образ» используются как синонимы, что требует дополнительного объяснения. С точки зрения некоторых исследователей, этнический стереотип можно определить как «эмоционально окрашенный, схематический, стандартный образ представителя этнической группы», которому свойстве] иты следующие характеристики: поляризация оценки, жесткая фиксация, интенсивная аффективная коннотация и устойчивость [Оганджанян 1989: 50]. Из этого определения следует, что стереотипы являются своего рода «усеченными образами, обладающими некоторыми свойствами знаков» [Чугров 1993: 42]. В основе этнических стереотипов находятся идеи или концепты, способствующие интерпретации различных социальных ситуаций в терминах этничности [Кардинская 2005: 111]. Существуют различные типы стереотипов: социальные, общения, ментальные, культурные, этнокультурные [Маслова 2004: 198]. Среди последних особую роль играют стереотипы восприятия, стереотипы пропаганды [Чугров 1993: 42], а также стереогитты поведения, под которыми пониматогся устойчивые, регулярно повторяющиеся формы поведения, —«своего рода штампы, ооразцы поведения, принятые в той или иной культуре» [Байбурин 1985: 3]. Стереотип, отсылая к типичному, создает упрощенный typos (отпечаток) этноса [Кардинская 2005: 110]. Типизация, производимая стереотипами, позволяет различат ь «свое» / «чужое» как «правильное» / «неправильное» или «хорошее» / «плохое» [Кардинская 2005:111]. Следствием типизации и стереогипизации становятся обобщенные и упрощенные образьг культурных или этнических групп [Садохин 2004:219]. Если стереотип, как правило, предполагает соответствие культурным нормам и формам поведения, то этнический образ —это «краткое описание, формула, в которой индивид дан с каким-либо свойством» [Чеснов 1998: 119]. Этнический образ можно определить как «представление о типичном для этноса индивиде» [Чеснов 1998: 119], в котором отражается свойственный ему набор социальных, этнических и психологических характеристик. Огг служит своего рода эталоном, мотивирующим собственный или ожидаемый от других поведенческий стереотип [Чеснов 1998: 122]. 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz