Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
связанные с визуальным восприятием саамов: характеристики северной природы, антропологических типов, реалий материальной культуры. Па периферии находятся социокультурные особенности: тип хозяйства, семейный и религиозный институты, общественное устройство, фольклорная традиция. Обстоятельства, связанные с контекстом эшографического изучения копьских саамов: колонизация Кольского полуострова, ассимиляция саамского населения с русскими соседями, не входят непосредственно в структуру образа саамов, однако оказывают прямое воздействие на формирование представлений об их культуре и поэтому также могут рассматриваться в рамках исследования этнического образа. Несмотря на ряд довольно устойчивых элементов образа кольских саамов в этнографической литературе, существует определенная динамика в развитии традиции описания и подходов к изучению их этнографии. Согласно оценке большинства авторов этнографических текстов саамы занимают своего рода переходную ступень от «отсталых» народов Российской империи, среди которых, главным образом, рассматриваются самодийские племена, до народов «цивилизованных», к которым, в частности, относят русских. Показателями промежуточног о положения саамов между этими двумя гранями эволюционистской шкалы культурного развития, характеризуемого в этнографических текстах понятием «полудикари», являются, главным образом, экономический, общественный и религиозный аспекты. Большую развитость саамов по сравнению с самодийцами одни исследователи объясняют их частичной оседлостью и обращением в христианство, другие - частичным обрусением саамского населения. Можно сказать, что в этнографии второй половины XIX - начала XX вв. начинается положительная переоценка культуры саамов, которая, очевидно, происходит из убежденности авторов в позитивном влиянии русской культуры на развитие традиционных народов Российской империи. Основные особенности восприятия культуры саамов (стереотипизация, мифологизация и экзотизация), которые были выявлены при исследовании этнографических текстов второй половины XIX - начала XX вв., претерпевают некоторые трансформации. Прежние стереогипы отчасти переносятся на социальные аспекты или же используются в качестве своеобразных штампов описания культуры, которые можно считать особым приемом построения этнического образа в этнографической литературе. Надо отметить, что развитие представлений о саамской культуре не всегда движется в сторону реальных знаний. С одной стороны, в современной отечественной науке кольские саамы являются одним из наиболее изученных этносов. С другой стороны, если говорить о бытовых массовых представлениях, то образ современных саамов недалеко ушел от «калевальской» эпохи восприятия этого народа. Сейчас все большую популярность, особенно в сети Интернет, приобретает псевдонаучная и паранаучная литература, в которой кольские саамы ассоциируются с мифической Гипербореей, шаманизмом и прочими экзотическими для русского читателя явлениями. За невозможностью определить, что лежит в основе подобных источников: чужой текст или фантазия автора-составителя, в отечественной культуре образ саамов снова начинает обрастать стереотипами и штампами этнографической литературы второй половины XIX - начала XX вв., что, безусловно, требует дальнейших этнологических исследований. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz