Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вторая половина XIX - начало XX вв. являются знаменательным этапом в развитии этнографии кольских саамов. Тексты данного периода заложили основы современных этнографических исследований и создали базу для обобщения, систематизации и теоретического осмысления полученных данных. К началу XX в., когда отечественная этнография оформляется как самостоятельная научная дисциплина, в исследовании саамской культуры выделяются специализированные направления: изучение и сбор материалов в полевых условиях, собирание музейных коллекций, создание обобщенных этнографических трудов и т.д. С участием источников рассматриваемого периода сф орм ировалась отечественная традиция этнографического описания саамов, зародились основы литературной преемственности, положившие начало современным нормам саамоведения. История этнографической литературы второй половины XIX - начала XX вв. представляет большой научный интерес как для этнографических, так и для филологических исследований. Если биография и творчество признанных «классиков» саамской этнографии этого времени (например, С.В. Максимова, В.И. Немировича-Данченко, А.Я. Ефименко, В.Н. и Н.Н. Харузиных) детально изучены этнографами и литературоведами, то до сих пор остаются «белые пятна» в исследованиях деятельности других авторов. В частности, на наш взгляд, недостаточно оценен вклад в дело изучения саамской культуры писателей С.Н. Дурылина и М.М. Пришвина, зоолога А.Л. Ященко, врача И.Н. Шмакова. Мало внимания в этнографии уделяется запискам представителей естественнонаучных специальностей: академика А.Е. Ферсмана, Н.В. Кудрявцева и других исследователей. Практически нет информации об авторе первого крупного обзорного труда по этнографии саамов В.П. Верещагине, а также о его последователе Н. Дергачеве, не оставившем читателям последующих поколений даже своего отчества. Крайне мало сведений о АИ. Кельсиеве, первом исследователе саамской антропологии, собравшем к тому же богатую этнографическую коллекцию, отраженную в различных иллюстрациях к этнографическим альбомам и тем самым повлиявшую на массовые представления о визуальном образе кольских саамов. Обширное поле для исследований предоставляет интергекстуальность этнографических произведший и связанные с ней проблемы. В первую очередь, это проблема установления первоисточника. При отсутствии научных стандартов цитирования чужих трудов этнографы пересказывают тексты предшественников, часто воспроизводят дословно, иногда без упоминания автора оригинального текста. Отсюда могут возникать сложности правильного цитирования у современных исследователей. Конечно, пересказы источников в изложении другого автора имеют не меньший интерес для этнолога, так как позволяют выявить существующие в российском этнографическом сообществе стереотипные представления и мнения о культуре саамов даже лучше, чем сам текст первоисточника. Кольские саамы в русских этнографических текстах второй половины XIX - начала XX вв. характеризуются как народ традиционного типа культуры. Их образ образуют ядерные и периферийные этнографические признаки, которые располагаются по степени уменьшения устойчивости штампов описания. Центральную часть образа составляют компоненты, непосредственно 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz