Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

известного рода цивилизациею, не мудрено, что переняли от них все безнравственное, характеризующее еще и ныне многих наших торгашей, ведущих с ними разного рода операции. Вот главная причина, которой последствия дали обильные плоды такого низкого состояния Лопарей » [Дергачев 1877 (в): 19]. Это мнение разделяет и профессор В.Н. Львов: <с Пришельцы в Лапландию (русские колонисты - О.Б.) смотрели на лопарей, только как на предмет эксплуатации. Лопари долго не видали от русских ничего, кроме презрения и обмана. И при таких условиях они мало, конечно, могли позаимствовать от них хорошего. Продолжительный обман заставил их быть настороже и их научил обманывать. Опаивание лопарейради корыстных целей приучило их к пьянств}^. Вообще произошла обыкновенная история: некультурное темя, на которое долго не хотели смотреть по-человечески, постепенно утратило многие ш своих первобытных нравственных свойств, а от цивилизации усвоило только её обратнуюсторону» [Львов 1903:63]. Наряду с нравственным развращением одним из наиболее острых вопросов, связанных с последствиями освоения Лапландии, авторы этнографических источников считают утрату культурной самобытности саамов. Писатели связывают эту проблему с общей закономерностью взаимодействия колонизирующего и колонизированного населения, которое, как правило, приводит или к физическому исчезновению автохтонных народе», или к их неизбежней ассимиляции с тшродом-калонизатором. М. Кастрен описывает процесс обрусения саамов следующим образом: «Вкругу Русскихузнаешь всегдамолчаливого, спокойногоЛопаря; но в сношениис другими Лопарями он кажетсяРусским По-русски онговоритпочтитакже хорошо, какнасвоем родном языке и, по недостатку собственных песен, любит отвести иногда душурусской песнью. По воскресеньям < . .> он играет в снежки илиразвлекается другимирусскими забавами Даже в домсаиней жизни его все русские обычаи, не говоря уже об одежде» [Кастрен 1860 (б): 90]. По прогнозам Кастрена, «русские Лопари рано или поздно совершенно сольются с русским народом» [Там же]. Факт культурней ассимиляции саамского населения с русскими соседями подтверждает и В.Н. Львов: «Как мы уже видели, лопари перенимаюту русских одежду, отчасти m aify ижтище. Сколько-нибудь разбогатевший лопарь стремится заменить свою тупу русской избой с русской печью. Перенимаются постепенно и многие русские обряды ирусские песни В лопарский язык вошло много русских слов. Разные христианства и грамотности должно еще больше усилить это обрусение лопарей И вероятно, спустя некоторое время, лопари потеряют свои особенные теменные черты и постепенно сольются с окружающей их русской народностью » [Львов 1903: 63-64]. По мнению В.Ю. Визе, обрусению подверглись даже саамы удаленных погостов, например, Ловозерского: « Поморские “частушки” лихо распеваются уже многими лопарями Ловозерского погоста, а между тем ловозерские лопари менее всего“русифицированы”, так как оттуда почти никто не ходит промышлять на Мурман, ц следовательно, реже остальных лопарей им приходится сталкиваться с нашимипоморами » [Визе 1911:486]. Российские этнографы признают неизбежность утраты культурного своеобразия саамов, однако данный процесс, по-видимому, не рассматривается ими как очень серьезная проблема. Наоборот, обрусение саамов для некоторых писателей становится даже своего рода показателем их «даровитости», способности усвоить культурные особенности более «развитых» по сравнению с ними носителей европейской цивилизации. Такой точки зрения на процесс обрусения саамов придерживается даже В.И. Немирович-Данченко, испытывающий 144

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz