Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
им преждевременно навязать, лишь способствовать скорейшему> их вымиранию » [Энгельгардт 1897: 72]. Кроме того, некоторые исследователи саамской культуры считает, что сведения о вымирании саамов являются недостоверными. Академик Н.Я. Озсрецковский считает, что по показателям уровня рождаемости, возрастных границ естественной смертности саамы не отличаются от русских: « Хотя число Лопарей вообще не велико и простирается только до 785 душ мужеского пола; однако женщины их в плодородии Россиянкам не уступают. Они по стольку же носят детей, как и последние; но может быть от сурового рода жизни, какой ведут Лопари, много детей помирает в младенчестве что из малого числа жителей заключать можно. В других же возрастах живут Лопари равно как и Россияне: между ними нередко бывают престарелые люди, которые от роду по 80 лет и больше себе сказывают » [Озерецковский 1804: 65]. Этой же точки зрения придерживается Н.Н. Харузин. По мнению этнографа, саамы не столько вымирают, сколько «несомненно, русеют» [Харузин 1890: 88], утрачивая свою культурную специфику. Харузин считает, что «этот “народ-развалина” < ...> сохранил в себе еще жизненную силу и упорно борется с природой, с климатом, с целым рядом неблагоприятных условий» [Там же: 87] и, если учитывать тяготение саамов ко всему русскому, то следует ожидать, что «лопари, имевшие достаточно силы, чтобы бороться с самыми неблагоприятными условиями и вышедшие из этой борьбы победителями, не будут в состоянии отстоять свою национальность под напором более культурных соседей и постепенно оруссют. хотя бы мер для орусения их и не предпринималось» [Там же: 88]. Согласно данным И.Н. Шмакова, который почерпнул их из церковной статистики, кольские саамы не только не вымирают, но и немного прибавляют в численности, однако, действительно, «русеют» [Шмаков 1904, 1909]. Авторы этнографических источников сосредотачивают внимание на негативных последствиях культурного обрусения саамов, сопровождающего процесс физической метисации. Воспринимая русских в качестве «старших» представителей ссмьи пародов, авторы признают их ответственность за то, что саамы удаляются от «первоначальной простоты и чистоты нравов» [Ефименко 1878: 48]. По словам А.Я. Ефименко, русские «не только не внесли к Лопарям цивилизирующего нравственного начала, но и развили в них склонность к обману, лживость и тому подобные качества» [Там же: 47]. По мнению М. Кастрена, «торговля и беспрестанные столкновения с Русскими и с Карелами вывели их (саамов - О.Б.) из природного состояния невинности» [Кастрен 1860 (б): 90]. Той же точки зрения придерживаются и другие. Н.Н. Харузин считает, что «вековые столкновения с соседями научили его (саама - О.Б.) и хитрости, и лукавству, и обману; благодаря им развилась в нем пагубная страсть к крепким напиткам, с каждым годом вырывающая из числа и без того немногочисленных лопарей не одного товарища» [Харузин 1890: 32-33]. Н. Дергачев, анализируя последствия русско-саамских контактов, пишет: «Если принять во внимание, что со времени покорения их Мурманами по настоящее время, не было предпринимаемо никаких мер к развитию между ними нравственности, а первые посетители их, прибывая, большею частию, с торговою целью, почти на каждом шагу обманывали простодушных дикарей; они же, не видя добрых начал в народе, стоящем, по мнению их, гораздо выше образованием и наверно считая все уловки и хитрости мелкого торговца 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz