Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

Процесс колонизации рассматривается отдельными авторами как неизбежное, часто насильственное столкновение этнических групп, из которых победителем выходнг более «цивилизованный» этнос. Так, В.И. Немирович-Данченко признает бесцеремонность захватов, составляющую «общее явление везде, где сталкиваются интересы более культурного племени с кочевыми народами севера» [Немирович-Данчеггко 1903 (а): 214], но видит только дре возможности для колонизируемого народа - физическое исчезновение «малоразвитых» групп или неизбежную ассимиляцию автохтонного населения с пришлым: «Менее даровитые племена каковысамоеды, вырождаются, болеедаровитые сливаются с пришельцами, теряя свои этнографические особенности » [Там же]. Таким образом, высказывание информанта-саами о неизбежности пошой колонизации Лапландии и разрушении традиционных укладов саамской культуры приобретает черты пророчества: «Ведуны наишсказывсаи — придутиз-заморялюди и осядуту нас, тогда иконецлопской правде будет » [Немирович-Данченко 1903 (б): 158]. При этом, согласно мне!вдо русских этнографов, с Российского государства не только снимается ответегвегшость за этот процесс, но ему приписываются спасительные фуггкции: « Русские - не только втастители Севера они и его щвилизапюры и эксплуататоры его богатств и его даров < . .> Инородец дикарь спаивается или вышрает при столкновении с белыми и в Канаде и соединенных Штатах, и в Австрати, и в Бразитиц и в этом нет вины со спюроны Русских. Напротив того, еще с древних времен <...> Русские стремтись привить к инородцам своюрелигию, а вместе с тем и свою культуру » [Русские народы 1894: 8]. В свете неизбежно!х) и окончательного освоения Лапландии под вопросом остается только будущее ксшьских саамов, которое активно обсуждается в этнографических источниках. Г.Ф. Гебель ставит под сомнетгие их способность полноценно функционировать в системе Российского государства Другие исследователи все же считатот это возможным, обосновывая свою точку зрения пракгическими причинами: «... могу смело заявить, что присутствие лопарей на Севере крайне необходимо. Необходшю попюму, что мы, европейцы, заселяя Север, должны еще многому учиться у лопарей как жить наСевере иприменятьсякего суровойприроде» [Островский 1889: 17]. Таким образом, характеризуя этнографические особенности культуры саамов, этнографы гге могут обойти стороной проблемы колонизации северных земель. Колониальные интенции находят подкрепление в эволюционистских и просветительских взглядах, которые с научной и идейной позиций помогают обосновать необходимость территориально-политической экспансии Российской империи. При этом описываемая религиозная, социальная и экономическая «отсталость» саамов представляется дополнительным стимулом для колонизации их территорий, оправданной как процесс приобщения к цивилизации менее развитых народов. Необходимость помощи со стороны русских подтверждается изображением саамов как мало приспособленного к выживанию народа, а также характеристикой природных условий как непригодных для полноценног о существования. Обрусение Неоднозначно и противоречиво в этнографических текстах рассматриваются проблемы, связанные с последствиями русско-саамских оптошений. Среди негативных последствий этих контактов для саамского населения исследователи отмечают вымирание и обрусение. Последнее рассматривается в одном ряду с потерей культурной самобытности Кольских саамов и с утратой их первоначальной «чистоты нравов». 141

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz