Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.

считать прогрессивными, так как они направлены не на сохранение национальных традиций, а на политические и экономические реформы, в том числе дальнейшее освоение северных, восточных и южных территорий и развитие капитализма Сложные и противоречивые отношения между научными и национальными интересами исследователей отражаются в этнографической литерату ре, которая сопровождает появление российской этнографии. Этнографическая литература дореволюционного периода, посвященная изучению культуры автохтонных народов, является ярким примером того, как писатели, пытаясь дать объективное научное описание жизни и быта саамов, становятся все же, по выражению А.А. Панченко, «пленниками собственного взгляда на изучаемую культуру» [Панченко 1998: 10]. Тексты данного периода позволяют проследить взаимосвязи между: а) способом изображения культуры традиционного типа, б) отношением авторов к данной культуре и в) идеологией колониализма, опирающейся на просветительские и эволюционистские идеи. Вторая половина XIX - начало XX вв. представлены множеством этнографических текстов, имеющих самые различные жанры и назначение. Наибольший интерес для исследования составляют источники, ориентированные на массового читателя. По словам составителя книги для чтения «Народы русского царства» В. Львовича, сборники этнографических статей ставят своей задачей «возможно полное ознакомление читателя с многочисленным, разноплеменным и разнохарактерным составом населения Русского Государства» [Народы русского царства 1901: 3]. Востребованность популярных сборников, «где бы было собрано изложенное простым и общедоступным языком описание возможно большего количества населяющих нашу страну племен и народов» [Народы русского царства 1901:3], свидетельствует о чрезвычайном интересе читательской аудитории к этнографии народов, населяющих Российскую империю, в первую очередь, к народам «экзотическим», занимающим периферийные области государства и сохраняющих традиционную культуру. Интерес к культуре подобных народов подогревался различными обращениями этнографических обществ к любителям этнографии принять посильное участие в собирании этнографических сведений, фольклора, музейных коллекций и пр., так как, как следует из аатьи председателя Географического Русского общества К.М. Бэра, «запасы для работ этнографических уменьшаются с каждым днем вследствие распространяющегося просвещения, которое сглаживает различия племен» и «предприятие этнографическое доставило бы данные будущим историческим наследованиям» [Бэр 1846 (а): 602]. В самом этсм утверждении прочитывается основное противоречие колонизационного процесса С одной стороньг, научное сообщество признает, что «большое число народе» других частей света не сделалось ни счастливее, ни лучше от сближения их с европейцами» [Бэр 1846 (б): 637], с другой стороны, в российской этнографии игироко расттросграняюгся представления о цивилизирующей миссии России, оправдьгваюгцей ее колонизационные интересы. Эта позиция напрямую заявлена в одной из глав сборника «Народа русског о царства», которая посвящена значению русского народа как «носителя цивилизации»: «Распространение русского племени на счет других народностей имеет всемирно-историческое значение. В нем заключается не одно количественное увеличение русского племени, не одно приращение его материальной силы, а победа европейской цивилизации над Востоком. Каждое финское гиги монгольское племя, распустившееся, так сказать, в русской народности, поглощенное ею. представляет приобретение для всей великой семьи народов европейских, которым вверен Провидением двойней светоч христианства и образования и которым предназначено идти во главе развития человечества» [Малинин 1901: 14]. Таким образом, можно наблюдать, как в данном изречении репрезентируется известная мессианская идея, в которойПросвещение объединяется с христианством. 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz