Бодрова, О. А. В поисках отражения: саамы Кольского Севера в русской этнографической литературе второй половины XIX - начала XX вв. : [монография] / О. А. Бодрова ; Рос. акад. наук, Кол. науч. центр, Центр гуманитар. проблем Баренц региона. - Апатиты : Изд-во Кольского научного центра РАН, 2014. – 168 с.
В течение XX - начале XXI в. музыкально-фольклорная традиция кольских саамов была изучена достаточно основательно [Сенкевич-Гудкова 1959; Сенкевич-Гудкова 1977; Травина 1987; Телицына 1998; Соловьев 2012], однако для непрофессионального исследователя XIX в., не знакомого с исполнительской культурой финно-угорских народов, аугентичное исполнение саамской фольклорной песни могло выглядеть весьма комично: «Непременной принадлежностью всякого напева являются различные вставки, вроде “ла, ла, ла” или "го, го, го”, которые с особенным усердием выделываются лопарем или лопаркой слегка гортанным и носовым акцентом. Каждая песнь ужасно растягивается, благодаря именно этим вставкам, так что записывать приходтосъ по кусочкам <.. > концертявляется весьма оригинальным и в тоже время неудержимо смешным. Один или два лопаря затягивают одну из своих нескончаемых песен, а другие постепенно подхватывают Вдруг кто-нибудь поймает излюбленное “ла, ла, ла”, и все собрави 1 ееся общество начинает взвизгивать, вскрикивать и запиваться, соперничая в отделке трелей. Поют обыкновенно в унисог?(. Продолжение песни откладывается до более удобного момента, обыкновенно же совсем забывается» [Ященко 1892: 26-27]; «Когда лопарь начинает петь, он вначале воет без слов, употребляя на каждом звуке все один и тотже слог: “лы лы лы... ”. Затем постепенно он начинает вводить в песнь слова, время от времени вставляя снова это “лы лы лы ”. На мой вопрос, что это “лы лы лы ” означает, Кузьма ответил, что оно ничего не означает, апоется это длятого, чтобы “разойтись ”» [Визе 1911:483]. Непонимание специфической манеры исполнения саамской песни приводит к гипертрофированному мнению со стороны некоторых авторов о неразвитости фольклорной традиции саамов и даже их неспособности к творчеству: « Вообще, надо сказать, что лопари, при всех их нередко замечательных умственных способностях, при крайней впечатлительности и восприимчивости, по-видимому, вполне лишены творческой фантазии: их песни поются самым однообразным несложным речитативом и носят исключительно самый неинтересный описательный характер » [Островский 1889: 15]. Как видно из приведенного высказывания, сюжетное наполнение песни у саамов может восприниматься как «неинтересное», «описательное». Как ошечают исследователи, в основе песенного сюжета находятся бытовые темы, происшествия: «Героем подобных песнопений являются или какие-нибудь лопарь или лопарка, чем-либо заявившие о своем существовании, или олень или другое животное: словом, то, что взбредет на ум, или оставило в лопарях какую-нибудь памятку. Пребывание г Харузина послужит темой для песен моссельскимлопарям' , а наши странствования и в особенности мое собирание этнографических предметов представили бпагодарный материал песнямлопарей оз. Имандры, в которыхмне сужденофигурировать под именем “Александра”, а спутнику и товарищу моему под полным величанием “Василия Васильевича”» [Ященко 1892: 26-27]. Примечательно, что взгляд образованных путешественнике» на своеобразие саамского фольклора практически не отличается от мнения местного русского населения: «Помор подхватывает: - Какие песниу лопина! Они — что работают, на чем ездят, то и поют Был ли то олень ,- поют, какой тень, невеста - так в каком платье. Вот мы теперь едем, он и запоет Едем, едем”» [Пришвин 1982:252]. 26 В.Ю. Визе отмечал, что саамы не знакомы с хоровым пением и у них встречается исключительно сольное исполнение песен [Визе 1911:483]. 27 Саамы Масельского погоста. 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz